БУДЬТЕ СМЕЛЕЕ! НЕ СТОЙТЕ НА КОЛЕНЯХ!
С 1 по 7 октября в Белгороде проходил «Международный кинофорум духовно-нравственного кино Золотой Витязь» - первый киносмотр такого уровня в нашем городе. Естественно, интерес к нему был велик. Кинотеатру «Победа», например, на документальный (!) фильм «Река жизни» пришлось отдавать оба зала – один не мог вместить всех, пришедших на просмотр и встречу с режиссёром.
Кинофестиваль принёс белгородским любителям кино немало радости. Очень симпатичными оказались фильмы детской программы (увы, картин для юных зрителей с таким человеческим теплом в обычном прокате почти не бывает). На сеансах внеконкурсной программы можно было посмотреть фильмы одного из ведущих режиссёров современного мирового кино Эмира Кустурицы и запомнившегося ещё с советских времён польского мастера Феликса Фалька.
Очень хорошо организовал кинотеатр «Радуга» сеанс, посвящённый 80-летию выдающегося режиссёра Андрея Тарковского и 50-летию выхода его фильма «Иваново детство», перед которым выступил исполнитель главной роли в нём Николай Бурляев. Приятно удивило, что в викторине о творчестве Тарковского, которая тоже предваряла просмотр, людей, желающих высказаться на эту тему (в том числе и молодых) оказалось немало. Заметим, что сотрудники кинотеатра где-то разыскали афишу этого фильма, которая была сделана к его премьере в 1962 году – и выяснилось, что этой афиши нет даже у самого Николая Петровича. Понятно, что её Бурляеву тут же подарили.
Встречи с актёрами и режиссёрами, которые проходили на «площадках» фестиваля не только в Белгороде, но и в области, как правило, получались содержательными и пришлись любителям кино по душе.
Пожалуй, лишь одно оставило неприятный осадок. Среди не столь уж многочисленных игровых фильмов программы кинофорума два имели явно выраженную антисоветскую тональность. Украинский фильм «ТотКтоПрошёлСквозьОгонь» и узбекский «Свинец» касались, говоря словами каталога фестиваля, «разоблачения сталинских репрессий». А документальный фильм «Святые против мятежа» воспевал «духовных полководцев» контрреволюции. О том, что главный из них, патриарх Тихон, раскаялся в поддержке контрреволюции и перед смертью в частной клинике от болезни сердца призвал «всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в её трудах для общенародного блага» фильм, понятно, умалчивает.
Неожиданным это, к сожалению, не назовёшь. «Золотой Витязь» ставит целью борьбу за духовное и нравственное возвышение общества. Однако, выступая под девизом «За нравственные идеалы. За возвышение души человека» он, почему-то вот уже два десятилетия воюет с советским прошлым.
Удивляться тут было бы нечему, если бы можно было утверждать, что организаторы и участники кинофорума, комфортно устроившись в нынешней социально-экономической системе, сознательно отрабатывают социальный заказ власти, которая стремится к искоренению доброй памяти о советском прошлом.
Но нет. Среди участников фестиваля отнюдь не только симпатизирующий коммунистам Юрий Назаров убеждён, что за два последних десятилетия наше общество пришло не к духовному возрождению, а, напротив, к тяжелейшей духовной и нравственной деградации.
Так, основатель и бессменный президент «Золотого Витязя» Николай Бурляев, выступая перед зрителями, поделился тревогой, что нашу духовную жизнь захлестнула пришедшая с Запада волна «сатанизма», что в нынешней России нет государственной политики в сфере культуры. И, как следствие, фильмы, музыка, которые воздействуют на души молодых, не возвышают, а растлевают их. «А мы росли на другом,- присовокупил он, - на таких фильмах, как «Иваново детство».
Режиссёр-документалист Сергей Мирошниченко, автор фильмов о Солженицине, Николае Втором и Путине – и тот высказал опасение, что тот «эгоистичный, паразитический мир», который сложился у нас сегодня, чреват гибелью России. Причём, если Бурляев связывает надежды на изменение положения к лучшему с Господом, то Мирошниченко прямо обратился к молодёжи, составлявшей немалую часть аудитории: «Вам менять общество. Будьте смелее! Не стойте на коленях!».
Хорошо сказано, почти как у Пассионарии: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!». Но как это связать с антисоветизмом в творчестве?
Ведь очевидно, что нынешняя катастрофическая духовная и нравственная деградация нашего общества – прямое следствие разрушения устоев коммунистической (шире – гуманистической) идеологии, которые были заложены в сознание определяюще большого количества людей и в общественное сознание в целом именно в период правления Сталина. Пока эти устои были прочными, в обществе не могли возобладать ни крайний эгоизм, ни стремление строить своё благополучие за счёт паразитирования на стране; не могла захлестнуть его духовный мир никакая волна «сатанизма».
Столь же очевидно, что любой, кто так или иначе участвует в организованной властью антисоветской кампании, объективно вносит свой вклад в углубление духовного и нравственного кризиса общества. Трудно не согласиться с публицистом Сергеем Кара-Мурзой, который утверждал, что «образованный человек, который после десяти лет агонии страны… остаётся активным антисоветским деятелем, является экзистенциальным (т.е. вне зависимости от субъективных намерений – В.В.) врагом России».
Только очень наивный человек может не понимать этого. Дин Рид, правда, как-то сказал, что для творческого человека важно сохранять наивность. Но не до такой же степени!
В. ВАСИЛЕНКО