ЦЕЛЬ – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Чтобы лучше осознать сущность и цели осуществляемой буржуазной властью России реформы образования, напомним об основных принципах той школы, которую, преодолев завихрения 20-х годов, создала Советская власть.
Советская общеобразовательная школа была единой и трудовой. Первый принцип означал отказ от характерного для буржуазного общества «двойного образования» - для «элиты» и для «масс»; он исключал какие-либо привилегии при получении образования по сословному принципу. В 30-е годы в одном классе занимались ребята с фамилиями Сталин или Дзержинский и ребята из самых «простых» семей, да и много позже у нас в Белгороде вместе учились дети первого секретаря обкома КПСС или председателя облисполкома и дети рядовых рабочих.
Второй принцип означал, что школа давала не только запас знаний, но и трудовые навыки. Кому-то они пригодились в будущем, кому-то – нет, но уважение к труду этот принцип воспитывал у всех.
Советская школа прививала человеку научно обоснованный взгляд на мир. Преподавание дисциплин имело развивающий характер, приучало учеников логически мыслить, находить причинно-следственную связь между явлениями. Как признал никто иной, как эксминистр образования, а ныне советник президента РФ Фурсенко, советское образование «стремилось развивать творческую личность».
Высочайшую оценку советской системе образования дал президент США Джон Кеннеди, когда констатировал, что «мы проиграли русским космос за школьной партой». В конце 70-х ЮНЕСКО официально признало советскую систему общего образования лучшей в мире. В 90-е годы профессор американского университета им. Мейсона В. Сойфер писал, что такое общее развитие, какое давала советская школа, в США можно было получить только ученикам частных школ и школ для детей элиты. А профессор Гарвардского университета, антикоммунист по политическим убеждениям, Я. Корнаи тогда же, отмечая факторы, которые пока ещё позволяют оставаться России среди ведущих держав мира, вторым назвал «образовательный потенциал». Не менее высокой оценкой качества советского образования можно считать и то, что среди математиков, работающих в «империи» Билли Гейтса, 50% - питомцы советских вузов.
Необходимо отметить ещё одну особенность советской школы. Большое значение в её работе имело воспитание. Внеклассная работа, учебные дисциплины – прежде всего, литература были нацелены на то, чтобы воспитать подрастающее поколение на подлинно общечеловеческих ценностях и привить ему гордость за свою Родину.