КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Слово коммуниста №51 (890) :: Советских творцов объединяло чувство ответственности

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Советских творцов объединяло чувство ответственности








В советские годы мне по работе доводилось довольно часто общаться с мастерами кино разных республик Советского Союза. Вспоминая сейчас те встречи, я задумываюсь над тем, на что тогда не обращал особого внимания, потому что это казалось совершенно естественным – насколько у нас совпадали представления о фундаментальных нравственных критериях и этических принципах. И ещё – насколько мои собеседники чувствовали ответственность художника за воздействие своих произведений на сознание людей.

Вот, скажем, литовец – режиссёр Витаутас Жалякявичус («Никто не хотел умирать»); украинец – его коллега Тимофей Левчук (трилогия «Дума о Ковпаке»), туркмены – режиссёр Ходжакули Нарлиев и актриса Маягозель Аймедова («Дерево Джамал»). Они были непохожи друг на друга по характеру, по темпераменту. Заметно различался и их творческий почерк, в нём явственно ощущался национальный стиль. А при всём том важнейшие творческие принципы у них были общие.

С Жалякявичусом мы встретились вскоре после выхода его фильма «Кентавры», тема которого была навеяна военным переворотом в Чили. Я считал, что это второй фильм его латиноамериканского цикла (перед ним была картина «Это сладкое слово – свобода»), оказалось, однако, что третий. Первым был фильм «Вся правда о Колумбе». Его не выпустили на всесоюзный экран. Потом режиссёр пришёл к выводу, что это было правильное решение – он показал в фильме с натуралистической жестокостью пытки, которым подвергали подпольщиков. И при этом не учёл, как сказываются подобные сцены на психике зрителей. И тут Витаутас прочёл мне целую «лекцию» о том, как воздействуют подобные эпизоды на сознание человека, чем отличается в этом кино от литературы, и почему режиссёр должен быть очень и очень осторожен в показе жестокости. Иначе даже фильм, задуманный с благими намерениями, может принести людям не пользу, а вред.

Вторая половине 70-х – начало 80-х годов было временем увлечения жестокостью в мировом кино. И в разговоре с Тимофеем Левчуком я сам затронул эту тему. Тимофей Васильевич полностью солидаризовался с позицией литовского мастера. «Жестокие сцены – это очень опасное средство воздействия на зрителей, и мы должны быть с ними осторожны и точны, как аптекари с ядами». И он рассказал, что в новом фильме «Если враг не сдаётся» показано, как эсэсовцы пытались прорваться из Корсунь-Шевченковского «котла». В реальности они шли под огнём в буквальном смысле по щиколотку в крови. Показать такое на экране технически труда не составляло, «но это было бы уже не искусство, а гиньоль» (гиньоль – вид театрального представления, призванного шокировать публику сценами, вызывающими отвращение – ред.).

Особенно запомнилась встреча в 1981 году с Ходжакули Нарлиевым и его женой Маягозель Аймедовой. Поначалу разговор шёл в русле обычного интервью, и не вызывал никаких эмоций у собеседников. Но когда я затронул тему появившегося у некоторых режиссёров стремления повысить прокатные возможности своих картин за счёт привнесения в произведение каких-то элементов чисто коммерческого кино, Ходжа отреагировал очень эмоционально: «Конечно, хотелось бы, чтобы фильм был и душой сделан полностью и в то же время массовому зрителю понравился. Это идеальный вариант. Но идти сознательно на какие-то вещи, только чтобы понравиться публике… как можно в деле, которому мы отдаём жизнь идти на такое!..». «Да взять хотя бы на этом фестивале, - уже с гневом заговорил режиссёр. – Сколько фильмов, где зрителя держат на том, как много людей убьют, и каким способом… Убивают не для того, чтобы заставить зрителя задуматься, насколько это страшно и противоестественно, а только чтобы привлечь публику! Когда художник идёт на такое, он становится настоящим преступником перед будущими поколениями!».

А чуть позже Майя в развитие темы сказала фразу, которую я потом вспоминал не раз: «Кино может отбить у людей человеческую память. Когда видят одно насилие, порнографию, ничего не понимают и не хотят понимать, - становятся такими манкуртами, для которых нет ничего святого».

Впервые эта фраза всплыла в памяти в конце 80-х, когда именно с такой целью использовали кино «демократы». Под лозунгом освобождения от пут тоталитаризма они открыли самую широкую дорогу на экраны агрессивно бездуховным, спекулирующим на насилии и эротике, поделкам коммерческого кинематографа. И бесполезно уповать на то, что ещё сохраняющимся здоровым силам общества удастся уговорить нынешнюю власть озаботиться возрождением каких-то нравственных и эстетических критериев в кино, на телевидении и т.п. Пробуждать в людях человеческую память ей совсем ни к чему. Для неё это смертельно опасно.

В. ВАСИЛЕНКО

P.S. Быть может, однако, я тенденциозен, и на самом деле такая ответственность художника была характерна не только для советских, но вообще для всех мастеров кино? Однако в те же годы мне доводилось обсуждать эту тему с западными кинематографистами, и у многих из них мои взгляды, скажем так, одобрения не вызывали. Одни мотивировали свою позицию тем, что нынешнее общество очень жестоко, и если кино будет другим, оно уже не будет правдивым, другие просто утверждали, что режиссёр должен быть свободен делать то, что хочет.





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 9.01.2013 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Слово коммуниста №51 (890) - Советских творцов объединяло чувство ответственности

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники