Продовольственная безопасность страны
(Из доклада академика РАН
С. Ю. Глазьева «О продовольственной безопасности России» от 07.09.2013 г.).
В настоящее время под продовольственной безопасностью, как правило, понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. При этом считается, что наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20 процентов и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, а следовательно – и для продовольственной безопасности страны в целом.
ИСХОДНЫЙ английский термин «food security» был введён впервые в 1974 году в Риме, на проходившей там Всемирной конференции по проблемам продовольствия, которая была организована продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).
Однако проблемы обеспечения продовольственной безопасности человечества в целом носили и носят, в основном, не физический, а социальноэкономический характер. Это доказывается и тем, что в «зоне голода» периодически оказываются и ранее вполне благополучные в данном отношении страны — например, население России и других «постсоветских» государств из числа бывших республик СССР (Украина, Казахстан и т.д.) в 90е годы пережило катастрофическое снижение уровня продовольственной безопасности. Так, в климатических условиях России, для которых физиологически обоснованная норма питания составляет 30003200 ккал на человека в день, средняя калорийность снизилась с 3300 ккал в 1990 году до 2200 ккал в 2003 году. А потребление мяса и мясопродуктов за период 19902001 гг. снизилось с 75 до 48 кг в год на душу населения, рыбы и рыбопродуктов – с 20 до 10 кг, молока и молочных продуктов — с 370 до 221 кг.
И, несмотря на общую тенденцию к повышению уровня продовольственной безопасности России за последнее десятилетие, наша страна остаётся в целом дискриминированной по данному показателю и до сих пор не вернувшейся на уровень 1990 года, особенно учитывая сокращение численности населения со 147,6 до 143,3 млн человек, по итогам 2012 года.
Отсюда совершенно очевидно, что главной задачей политики России в сфере обеспечения продовольственной безопасности на ближайшее будущее должно стать не просто восстановление «дореформенных» уровней, объёмов и ассортимента продовольственного обеспечения, но прежде всего – переход к инновационной модели развития сельского хозяйства, без которой все усилия в данной сфере не принесут необходимого эффекта.
Однако импортные поставки продовольствия не только устойчиво занимают свыше четверти национального потребительского рынка, но и демонстрируют значительный потенциал роста в случае неблагоприятных для российской экономики изменений конъюнктуры мирового рынка. Так, результатом кризиса 20082009 годов, в ходе которого значительно снизились цены на углеводородное сырьё, стало увеличение доли продовольственного импорта в 20092010 годах почти до трети национального потребительского рынка.
А по итогам 2012 года, на долю России приходилось 7,41 процента мирового импорта и 3,02 процента мирового экспорта продовольствия при населении, равном 2 процента населения Земли.
Все приведённые выше цифры указывают как на значительный потенциал аграрного производства в нашей стране, так и на абсолютно неудовлетворительный характер его использования в рамках действующего варианта динамической модели обеспечения её продовольственной безопасности, который условно можно обозначить как «нефть в обмен на продовольствие».
Данный вариант развития нельзя признать соответствующим требованиям продовольственной и национальной безопасности России, особенно на ближайшую перспективу.
Таким образом, продовольственная безопасность для России сегодня – это формирование равноценных экономических условий и сохранение здоровой природной среды для развития сельского хозяйства. Это и возрождение культуры сельского труда его обитателей, образование сельской молодёжи, а, главное, спасение села и его творца – русского мужикакрестьянина, как столпа природной мудрости и общинной нравственности, каких нет в мире, от посягательств на его ресурсы, предоставление ему самому полных прав свободно, без всяких посредников распоряжаться ими.
Продовольственная безопасность любой страны – долговременно созидаемое, трудоёмкое и дорогостоящее штучное изделие.
Чтобы полностью ликвидировать угрозу продовольственному положению РФ и осуществить комплекс связанных с ней проблем, необходимо:
1. Провести ренационализацию земли Российской Федерации как основы существования и развития государства и общества. Решить проблемы землепользования в соответствии с историческими традициями русской цивилизации и международной практикой, не противоречащей данным традициям. Принять законодательство об отчуждении и национализации неиспользованных сельскохозяйственных земель. Внедрить новый земельный кадастр и новое землеустройство, способное обеспечить в ближайшие 10 лет приток в сельские районы России до 15 млн человек трудоспособного и 45 млн общей численности населения.
2. В корне изменить финансовое, в том числе, налоговое и кредитное, сопровождение сельскохозяйственного производства и жёстко связанных с ним отраслей национальной экономики (производство сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, агрохимикатов и т. д.).
3. Ужесточить требования к качеству импортируемого продовольствия, в частности, к содержанию в нём вредных и опасных для здоровья человека химических и биогенетических компонентов. Ограничить объёмы и ввести квоты на импорт и производство генетически модифицированных продуктов в России, выровняв завышенные агротехнические регламенты и требования, предъявляемые к отечественным сельскохозяйственным производителям, с применяемыми международными стандартами.
4. Приоритетными темпами и в национальных масштабах развивать аграрную инфраструктуру (газификация, электрификация, канализация, хранилища, перерабатывающие мощности, дороги и т. д.).
5. Разработать адекватное и превосходящее мировой уровень нормативноправовое, научнотехнологическое, финансовое, информационное и кадровое сопровождение отечественного агропромышленного комплекса с целью перехода к инновационной модели гарантированного обеспечения продовольственной безопасности.