В.Ф. Рашкин: Необходимо создать Министерство по делам национальностей
Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе
5 декабря в Государственной Думе прошли парламентские слушания «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года: задачи и перспективы». Перед их участниками выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Комитета ГД по делам национальностей В.Ф. Рашкин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
- Уважаемые коллеги!
Отрадно, что мы с вами в очередной раз рассматриваем вопрос реализации государственной национальной политики.
Это уже вторые парламентские слушания по проблеме. Прошел ровно год с тех пор, как мы с вами обсуждали важнейший документ – Стратегию государственной национальной политики до 2025 года. Сегодня уже можно подвести первые итоги нашей работы в русле этой Стратегии, обозначить достижения и проанализировать неудачи.
Депутатский корпус нашей фракции с завидным постоянством на всех уровнях отстаивает идею создания специального органа исполнительной власти, в идеале – Министерства по делам национальностей. И с завидным постоянством эта мысль камуфлируется, затирается, подменяется созданием квази-структур, различного рода общественных и консультативных советов.
Пора, наконец, уже понять, что при таком количестве субъектов управления – более ста девяноста этносов и народностей, единый орган управления крайне необходим. Будем продолжать решать вопросы исключительно через общественные объединения – получим ситуацию ровно такую же, как в ЖКХ – самую взрывоопасную сферу с тех пор, как государство сознательно устранилось из нее в угоду частному капиталу.
Еще один момент. Пора, наконец, осознать, что межнациональные отношения не есть отношения экономические. Подведомственно они должны относиться к социальному блоку наряду с образованием, здравоохранением, культурой. Вопросы миграции и развития регионов хоть и связаны с национальной политикой, но все-таки это отдельные направления управления.
Кстати, сами лидеры национальных объединений прекрасно понимают эту разницу и сознательно дистанцируются от участия в решении миграционных и социально-экономических проблем. Пора бы и властям осознать реальное положение дел.
Должен сказать, что наша Коммунистическая партия держит вопрос национальной политики в сфере постоянного внимания. В октябре этого года мы провели Пленум Центрального Комитета по теме «Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов». Я призываю всех, кто работает сегодня в области национальной политики, внимательно проанализировать материалы нашего Пленума и взять рациональное зерно для совершенствования состояния межнациональных отношений в стране.
Как заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Госдумы должен отметить и интенсивность, и результативность работы нашего Комитета в 2013 году. Практически все задачи, поставленные нами год назад, продвинулись в своем решении.
При нашем непосредственном участии проходила подготовка и обсуждение основных документов по национальной политике; подготовлены и внесены на рассмотрение несколько законопроектов в области регулирования внешней и внутренней миграции, введения ответственности чиновников всех уровней за состояние межнациональных отношений в регионах. Активно работает Экспертный Совет Комитета, наши коллеги принимают участие в заседаниях Президентского Совета по межнациональным отношениям. В этом году общественные объединения получили рекордное количество грантов по межнациональным отношениям.
На мой взгляд, сегодня мы можем говорить о том, что по количеству проделанной работы мы явно хорошо потрудились.
Дело за малым – повысить ее качество.
Это касается, прежде всего, распорядительных документов. Если к Стратегии вопросов практически нет (этот документ был нами всеми хорошо проработан до подписания Президентом, удалось учесть и согласовать позиции практически всех вовлеченных сторон через широкое, в том числе и общественное, обсуждение), то два других документа, а именно - План мероприятий по реализации Стратегии (июль 2013г.) и Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020гг)» (август 2013г.) вызывают очень много вопросов.
Я призываю коллег-чиновников из соответствующих министерств все-таки учитывать положительный опыт принятия основополагающих документов и не допускать принятия непрофессиональных программ и планов.
К вопросу о профессионализме в сфере государственной национальной политики. В последнее время активизировалась дискуссия вокруг проблемы подготовки специалистов в сфере межнациональных отношений.
Уже сегодня понятно, что квалифицированных кадров в этой, если можно так выразиться, отрасли не просто не хватает, их попросту нет.
Как и год назад, предлагаю воспользоваться опытом Советского Союза в этом вопросе. Именно в СССР и школьное образование; и политическое воспитание и подготовка; и постоянная ротация руководящих кадров; и персональная работа с реальными и потенциальными национальными лидерами, - все это в совокупности формировало достаточно эффективную систему управления в многонациональном государстве и обеспечивало совпадение политического устройства с культурным.
К сожалению, по оценкам экспертов, на сегодняшний день ни в одном ВУЗе страны не существует возможностей в сжатые сроки подготовить программы, адекватные как современному состоянию межнациональных процессов в стране, так и требованиям практической реализации теоретических постулатов. Кроме того, отсутствуют и целостные педагогические коллективы, работающие на системном уровне в этой сфере.
Думаю, нам всем нужно приложить усилия в данном направлении. Ведь межнациональные отношения носят всепроникающий характер, поэтому базовыми знаниями о взаимодействии с представителями различных национальностей должны обладать все представители власти, от сотрудников муниципалитетов до служащих полиции. А это – огромное количество людей в нашей стране.
