БАМ – стройка века
Подготовила
К. ГРОМОВА.
Стройкой века назвали БАМ 40 лет назад. Её протяжённость более 4 тысяч километров: от небольшого Иркутского городка Тайшет до порта на берегу Татарского пролива Советской гавани.
Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. На протяжении трассы пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 м). Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков.
При сооружении магистрали испытывались строительные механизмы и машины из десяти стран мира. Только для обеспечения основных производственных процессов применялось свыше 850 единиц оборудования. СевероМуйский тоннель – это 40,5 км горных выработок, 1,5 млн.куб.м вынутого грунта, 700 тыс.куб.м монолитного бетона, 55.345 смонтированных чугунных тюбингов, 70 тыс.т металлопроката. За время сооружения этого тоннеля было освоены 6 передовых технологий строительства.
Строители восточного и западного направлений двигались навстречу друг другу, преодолевая природные преграды. Летом работали в 30градусную жару, зимой в мороз ниже 50. Магистраль называли «трассой мужества», поэтому получить путёвку туда мечтали тысячи.
В этом году исполняется 40 лет с начала строительства БайкалоАмурской железнодорожной магистрали (БАМ), отсчёт которого ведётся с принятия постановления от 8 июля 1974 г. № 561 «О строительстве БайкалоАмурской железнодорожной магистрали» и создания постоянно действующей комиссии по строительству и освоению БАМа.
БайкалоАмурская железнодорожная магистраль – один из грандиозных проектов в истории нашей страны. Наряду с Транссибирской магистралью БайкалоАмурская железная дорога является крупнейшей транспортной артерией к Тихому океану, обеспечивая транспортную доступность обширных территорий.
Большой вклад сделан строителями БАМа в науку о вечной мерзлоте. Был найден способ сохранения вечномёрзлых грунтов с помощью термосвай (жидкостных систем охлаждения). Впервые были разработаны и осуществлены способы управления тепловым режимом с использованием конструкций из сортированного камня, а также с применением пенопласта и геотекстиля. При электрификации участков БАМа найдены нетрадиционные решения по сооружению продольных линий электропередачи.
БАМ должен был обеспечить хозяйственное обслуживание территории размером 1,5 млн. кв.км. В мировой практике нет примеров эксплуатации построенных участков железной дороги с одновременным продолжением строительства. Первоочередными задачами для дороги при постепенном вводе её в эксплуатацию стали разработка и практическое внедрение методов организации перевозочного процесса в сложных технологических и природноклиматических условиях.
Вся страна сплотилась плечом к плечу – добровольцы, комсомольцы с горящими глазами, отважные рабочие всех союзных республик, мужественные железнодорожные войска ВС СССР – более двух миллионов строителей этого грандиозного направления почли за честь взяться за решение задачи обеспечения надёжного транспортного сообщения с дальневосточными регионами Советского Союза.
Всего на строительство БАМа за период 19741984 гг. Комсомол направил в составе отрядов 45 тысяч юношей и девушек, тщательно отобранных, в том числе и с учётом фактора здоровья, а это более 150 отрядов.
Объявив о шефстве Ленинского комсомола над строительством БАМа, ЦК ВЛКСМ поставил задачу сделать ведущую ударную комсомольскую стройку страны образцовой, превратить её в лабораторию идейнополитического, трудового и нравственного воспитания молодёжи. Первичным комсомольским организациям стройки принадлежала важная роль в решении многих производственных вопросов, в организации быта и отдыха молодых строителей. Комсомольский актив принимал деятельное участие в работе штабов по оперативному руководству стройкой, общественных советов и комиссий, отделов кадров, депутатских групп.
Руководство всей комсомольской работой на строительстве магистрали осуществлял штаб ЦК ВЛКСМ. Функции комсомольских штабов на БАМе были широки и многогранны. Это и организация социалистического соревнования за досрочное выполнение производственных программ, и развитие технического творчества, и проведение политической, общеобразовательной и профессиональной учёбы молодёжи. В их поле зрения также находились благоустройство городов и посёлков на трассе, охрана окружающей среды, шефство комсомольских организаций предприятийпоставщиков над заказами БАМа.
Включая в состав отрядов наряду с добровольцами, имеющими среднее образование и необходимую профессиональную подготовку, инженернотехнических работников, бригадиров, наставников, работников сферы обслуживания, республиканские, краевые, областные комитеты комсомола создавали основу, костяк многих будущих производственных коллективов. Такими прибыли на БАМ ударный отряд «Комсомолец Украины» им. Н. Островского, «Комсомолец Поволжья», «Комсомолец Азербайджана», «Комсомолец Киргизии» и другие. Ударные отряды активно вовлекали в ритм своей жизни всех молодых тружеников своих строительных подразделений, вносили дух патриотизма, творчества.
Сегодня БАМ, благодаря заделам наших отцов и дедов, является основой развития дальневосточной инфраструктуры. Российский народ может и должен гордиться героическим подвигом своих предков трудового советского народа.
