БЕЗУМНАЯ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
Уже несколько лет подряд российские кинематографисты одаривают к Новому году любителей кино комедиями проекта «Ёлки», состоящими из нескольких юмористических новелл, действие которых происходит в преддверии Нового года. К нынешним праздникам создатели «Ёлок» решили сотворить нечто особенное. Новый фильм называется «Ёлки 1914» и его основное действие происходит сто лет назад, в декабре 1914 года.
В новых «Ёлках» по всему чувствуется, что создателям фильма страшно хотелось откликнуться на соцзаказ власти, стремящейся создать как можно более привлекательный образ николаевской России. И фильм поражает размахом безоглядного веселья. «Праздничные гулянья», «роскошные балы», «люди готовились, жили, верили, мечтали и ждали настоящего чуда — Рождества!», всё, что обещала реклама, в фильме есть.
Но… действие новых «Ёлок» происходит зимой 1914 года, когда уже полным ходом шла Первая мировая война. Нельзя сказать, что авторы фильма совсем забыли о ней. Но в безумно жизнерадостной атмосфере «Ёлок» никак не ощущается, что всего несколько недель назад была трагедия 2й армии, разгромленной в Пруссии; и многие десятки тысяч российских семей скорбели по погибшим, пропавшим без вести и взятым в плен.
Да, конечно, это вполне в общем стиле высшего света николаевской России – устраивать пышные празднества среди народного горя. К примеру, Ходынская трагедия не помешала балу в честь коронации Николая Второго, который французский журналист Пьер д`Альгейм описал так: «Когда тысячи людей мучились от ран и увечий в больницах и госпиталях, когда много тысяч людей разыскивали и оплакивали убитых родственников и близких, здесь, в ярко освещённой зале, блестящее сборище высшего света… В центре император и императрица танцевали кадриль».
Тогда мастера российской культуры увидели в этом симптом крайней нравственной деградации царского режима. К примеру, поэт Константин Бальмонт написал пророческие слова: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, став на эшафот». Но в «Ёлках» «роскошные балы» на фоне трагедий войны показаны без какихлибо обвинительных интонаций; напротив, создатели фильма приглашают зрителей разделить веселье. Но в этом случае «Ёлки 1914» это уже свидетельство крайней нравственной деградации постсоветского кино.
В. ОНИСЬКО
P.S. Кстати, фильм «Ёлки 1914», помимо желания авторов, напомнил нам и об одной из многих нелепостей постсоветских «возродителей традиций». Похоже, что грамотно наши власти сделать ничего не в состоянии. И Россия вот уже почти четверть века поражает мир тем, что это единственная страна, где Рождество официально празднуется после официального празднования Нового года.
