ГЛАВНАЯ ТЕМА БОРИСА АНДРЕЕВА
Когда ныне «официальные» СМИ заводят речь о достижениях советской культуры, отрицать которые совершенно невозможно, то сплошь и рядом пытаются представить дело так, будто они создавались не благодаря, а вопреки существующему строю, а их творцы якобы находились в духовной оппозиции коммунистической идеологии и социализму. Однако уже в постсоветское время выдающийся учёный (и, замечу, потомственный дворянин) А.Д. Александров, вспоминая в интервью о советских годах, говорил о «партийной интеллигенции». Из контекста было ясно, что речь идёт не о тех интеллигентах, которые были «членами КПСС», а о той интеллигенции, для которой идеи коммунизма и принципы социализма были основой жизненной и творческой позиции.
На днях отмечалось 100летие народного артиста СССР Бориса Андреева. Эти заметки написаны до выхода в эфир многочисленных телепередач, приуроченных к этому событию, и я не знаю, каким в них представят замечательного актёра. Но я был знаком с Борисом Фёдоровичем, и вынес из наших разговоров убеждённость в том, что он был именно представителем этой партийной, подлинно советской, интеллигенции.
В самом начале нашего знакомства я, упомянув, что среди ролей актёра, прошедших испытание временем, есть и комедийные, и драматические, поинтересовался, каким из них он отдавал предпочтение.
Я никогда не делил роли на комедийные и драматические, ответил Борис Фёдорович. Я всегда отдавал предпочтение тем ролям, которые чтото дают уму и сердцу. Эта могла быть роль в комедии или в серьёзном фильме, но человеческое содержание в ней должно быть обязательно. А из них я отдавал предпочтение сценариям, в которых была линия построения социалистического общества.
Потом, когда я готовил интервью с Андреевым к печати, задумался над его словами о «линии построения социалистического общества» и понял, что она действительно красной нитью проходит через всё его творчество.
Первые значительные роли Андреева в кино – Назар Дума в «Трактористах» и Харитон Балун в «Большой жизни». Они, в сущности, хорошие парни, которые, однако, живут по принципу: отработал положенное – и гуляй, ничем не загружая голову. Но окружающие люди, да и сама жизнь, подводят их к пониманию того, что в нынешнее время мало честно работать – надо ощутить себя участником строительства нового общества. Осознание этого помогает им подняться на новую духовную высоту.
Началась война – и герой Андреева надел гимнастёрку. Но и в ней он был не просто солдатом, а строителем нового общества, который теперь должен стать его защитником. Неслучайно персонаж актёра в популярнейшем фильме «Два бойца» не просто Саша Синцов, но «Саша с «Уралмаша».
А потом герой Андреева – уже зрелого возраста, обогащённый жизненным опытом, вновь вернулся к созиданию. В фильме «Большая семья» Илья Журбин, образ которого создал Андреев, руководитель самого ответственного участка большого завода, признанный мастер своего дела. Но жизнь постоянно развивающегося общества и перед ним ставит непростые проблемы. В 50 с лишним лет он, пересилив самолюбие, берётся постигать науку, начиная со школьных азов, потому что приходит к пониманию: без этого он не сможет поспеть за требованиями времени.
В конце своего творческого пути Борис Андреев сыграл в фильме «Моё дело» пожилого директора крупного предприятия. Именно под его руководством когдато создавался завод, он руководил им в период трудных испытаний, вывел на первые роли в советской индустрии. Но пришло время многое менять, а переделывать то, чем по праву гордишься, очень трудно. И потому директор сопротивляется новациям. Но это отнюдь не стереотипный «консерватор» из производственных фильмов тех лет. В основу образа директора Андреев тоже положил «линию построения социалистического общества». В этом для его героя важнейший смысл жизни – и потому во внутренней борьбе, происходящей в нём, понимание пользы общего дела оказывается сильнее личных амбиций.
Позже я поинтересовался, чем предопределён такой выбор главной темы артиста.
Я сам вышел из тех ребят, которые повели первые пятилетки, которые начали первые стройки. Мы совпадали всем: внешностью, душой, человеческими устремлениями, рассказал Борис Фёдорович. Я работал на Саратовском заводе комбайнов. Мне тогда было лет четырнадцать. Начал заниматься в нашем клубе художественной самодеятельностью. И народный артист Слонов, который курировал клуб, посоветовал заводской общественности, чтобы меня направили в театральное училище. Мне помогли устроить жизнь так, чтобы я мог продолжать работать на заводе и одновременно учиться. На четвёртый год обучения меня открепили от завода и дали заводскую стипендию.
Возможности газеты не позволяют скольконибудь подробно передать наши разговоры. Приведу ещё только ответ артиста на стереотипный вопрос сугубо для интервью, который тоже даёт почувствовать его жизненную позицию:
В чём Вы видите главное достоинство актёра?
Актёр прежде всего должен быть художником. Он должен понимать степень воздействия искусства на формирование человека и потому всегда идти от доброго сердца и любви к людям. Если он следует этому, он, я считаю, обладает высшим достоинством артиста.
В. ВАСИЛЕНКО.