ИННА ЧУРИКОВА: ОТ РАССКАЗА О «ФАБРИЧНЫХ ДЕВЧОНОК» ДО ВОСПЕВАНИЯ ЦАРСКРЙ СЕМЬИ
В. ВАСИЛЕНКО
В конце прошлой недели все основные каналы телевидения и многие печатные СМИ отметили юбилей киноактрисы Инны Чуриковой. По каналу «Культура» был показан один из лучших фильмов с её участием в главной роли – «Васса». В своё время именно этот фильм стал поводом для нашей беседы…
Когда стало известно, что режиссер Глеб Панфилов(муж Инны Чуриковой) работает над новой экранизацией знаменитой пьесы Горького, у меня возникли сомнения. Дело не в том, что уже был фильм «Васса Железнова» - со времени его создания прошло три десятилетия, да и то был спектакль, снятый на плёнку, а не произведение искусства кино. Не возникало сомнений и в «пригодности» Панфилова для создания такого фильма. Но вот выбор исполнительницы главной роли…
Дело не в том, что очень многие зрители воспринимали Инну Чурикову главным образом как комедийную актрису – у неё уже было достаточно и очень серьёзных ролей. Куда существенней другое: практически все героини Чуриковой имели народную – даже простонародную – основу. Она могла играть председателя исполкома, но всё равно чувствовалось, что эта женщина вышла из «фабричных девчонок»(«Фабричная девчонка» - так назвали в Болгарии фильм «Начало»). А купчиха – вернее даже настоящий капиталист Васса Железнова – это был образ совершенно иного плана.
Фильм «Васса» был «делегирован» Советским Союзом в конкурсную программу Московского международного кинофестиваля. Там у меня была возможность пообщаться с Чуриковой, и я, хотя до того не был знаком с актрисой, воспользовался ею, чтобы поделиться своими сомнениями.
- «Простонародный характер», как Вы говорите, - это от фактуры. Но актёр, если он хочет расти, не может оставаться в рамках, которые заданы его фактурой. Фильм «Васса» - это не случайность для меня. Я снимаюсь у Михаила Швейцера в «Мёртвых душах». А героев Гоголя вообще нельзя «открыть» теми ключами, которыми мы пользуемся в нашей сегодняшней жизни, надо выйти в какое-то совсем иное состояние… Но вот, что касается Вассы Железновой, то когда Глеб предложил мне эту роль, то у меня тоже были очень сильные сомнения – поначалу я категорически отказывалась. Но не из-за того, о чём Вы говорите. Дело в другом. Для постижения характера, который я играю, необходимо, чтобы каждый образ полностью меня «втягивал». А эта роль в том представлении, какое у меня было о ней, меня никак не затрагивала.
Однако Глеб объяснил, что хочет сделать прочтение образа, отличающееся от традиционного. «Все играют фамилию Вассы – Железнова, - объяснил он мне. – А ведь это фамилия её мужа. О самой Васе в пьесе говорится «человеческая женщина». Теперь я прочла пьесу его глазами. И мне стало больно за эту женщину, которая в погоне за материальным успехом растратила все своим лучшие качества души.
То, что Инна Михайловна сама затронула тему «фактурности», придало мне смелость задать вопрос, на который в иной ситуации я вряд ли бы решился. Многие её роли, особенно в начале творческого пути, были небольшими и комедийными – причём, смешными чисто внешне; в них она воспринималась мной как своего рода «Крамаров в юбке». И я поинтересовался(разумеется, без аналогии): не её ли «фактура» определила такой выбор режиссёров.
- Тут дело в другом. В то время у меня была колоссальная потребность в смешном. Когда я поступала в институт, преподаватель, который принимал меня на курс, даже спросил: «А что-нибудь серьёзное Вы можете прочитать?». Начала я читать «Я помню чудное мгновение, - а всё равно все хохотали. Тяга к смешному у меня была во внутреннем состоянии.
- Можно ли сказать, что переломным моментом в Вашем творчестве стал фильм «Начало», где Вы начинаете вроде бы с привычного «смешного» образа, а потом разрушаете стереотип?
- Не было никакого переломного момента. Был постепенный отход от чисто комедийных ролей, но вызванный не какими-то внешними условиями, а изменением моего внутреннего состояния. С годами я стала всё больше задумываться, размышлять. Размышлять о жизни, о людях, о человеческих взаимоотношениях. Эти размышления уже нельзя было уложить в рамки прежнего комедийного образа.
В тоне ответа я уловил оттенок раздражения, но всё-так решил довести разговор на эту тему до конца.
- А если Вам теперь предложат комедийную роль в том же плане, Вы согласитесь?
- Нет. Я не против того, чтобы сняться в комедии, но в роли другого характера. Я без труда вспоминаю свою юность, но к ней обращается только разум, а вернуться в то эмоциональное состояние, видимо, невозможно. Сейчас для меня играть в комедии – значит не просто смешить, а познавать человека; открывать какие-то стороны его характера, говорить о природе человека. Открытие человеческого характера для меня стало необходимостью.
Тогда я и предположить не мог, что пройдёт всего несколько лет и изменение политической конъюнктуры вызовет резкий поворот в творчестве актрисы, и вместо раскрытия духовного мира «простонародной» русской женщины Инна Чурикова возьмётся изобразить злобную карикатуру на неё в антисоветском пасквиле «Про курочку Рябу»(замечу, что Ия Саввина, исполнительница роли Аси в первом фильме о ней, отказалась играть в его «перестроечном» продолжении); а вместо размышлений о том, как разрушала душу человека пропитанная жаждой наживы атмосфера царской России(Салтыков-Щедрин писал: «Всю общественную ниву заполонило хищничество; всю её вдоль и поперёк избороздило оно своим проклятым плугом») актриса перейдёт к воспеванию царской семьи в фильме «Венценосная семья».
К чести организаторов юбилейного показа по телевидению фильмов с участием Инны Чуриковой, сии опусы в нём представлены не были.
дата: 6.10.2008 Верхний уровень