Юрий Гагарин: взлет над мифами и домыслами. Почему имя первого космонавта Земли не дает покоя западным искателям скандалов
"Свободная Пресса"
С писателем Валерием Хайрюзовым мы познакомились, когда молодому писателю - командиру Ан-24 Иркутского авиаотряда в торжественной обстановке вручали премию Ленинского комсомола за книги «Непредвиденная посадка» и «Опекун». Помнится, эти книги тогда наделали немало шуму, став настоящими бестселлерами: ими зачитывался весь в то время единый Аэрофлот от Камчатки до Калининграда. С тех пор утекло много воды, Валерий, отлетав в гражданском флоте 15 тысяч часов и «спустившись» с неба на землю, был избран депутатом разогнанного в 1993 году Верховного Совета. Желание продолжить писательское дело отправило его на поиски новых сюжетов в горячие точки. Так появились на полках книжных магазинов новые, с нетерпением ожидаемые многочисленными поклонниками его творчества книги. Ширился и арсенал профессиональных наград писателя: премия Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», Международная премия «Авиация глазами журналиста», Большая литературная премия России. Одна из последних книг секретаря Союза писателей России - «Юрий Гагарин – Колумб Вселенной» отличается присущей автору опорой на достоверные документы, на воспоминания современников. В ней немало и новых деталей биографии первого космонавта Земли. О ней наш сегодняшний разговор.
«СП»: - Имя Юрия Гагарина не дает покоя искателям скандалов, желающим доказать, что первым в космосе был все-таки не он. Что вы по этому поводу думаете?
- Вообще – и я пишу об этом в своей книге - опровергать слухи и домыслы — занятие пустое. Это все равно, что затеять дискуссию о том, кто первым открыл Америку. Китайцы скажут, ну, конечно же, им был Чжен Хэ, который плавал туда еще до Колумба и первым совершил кругосветное путешествие. В исландской саге об Эрике Рыжем исследователи отыщут, что первооткрывателем был викинг Лайф Эриксон. Монгольские ученые считают, что первыми в Америке побывали их соотечественники, другие назовут финикийцев, египтян, безвестных африканцев. Делается это, чтобы напомнить миру о былом величии своего народа и приподнять его во времени настоящем. Оставим споры ученым, пусть они копают землю, просеивают пыль, делают радиоуглеродные анализы и свергают с пьедесталов Колумба и Магеллана. На Западе, к примеру, до сих пор распространяют слухи, что еще до 12 апреля 1961 года в космосе побывали несколько советских космонавтов. Но все они якобы погибли. К сожалению, не брезгуют такими измышлениями и наши средства массовой информации, присоединяясь к хору западной желтой прессы.
«Гагарин
был первым? — задавала в свое время вопрос своим читателям «Комсомолка».
— Что за вопрос? — Конечно! Но на Западе иное мнение, — информирует
газета. — Например, немецкий журнал «Spiegel» в статье, посвященной
50-летию космодрома Байконур, вполне серьезно упоминает о русских
космонавтах, которые видели Землю с орбиты еще до полета Гагарина. На
эту тему выходят даже фильмы, претендующие на документальность. В
декабре 1959 года итальянское телеграфное агентство «Континенталь»
заявило, что в СССР людей в космос запускают аж с 1957 года. Правда,
летают русские не на космических кораблях, а на пилотируемых
баллистических ракетах. И неудачно. Поэтому русские и не спешат делиться
информацией с мировой общественностью. Агентство даже назвало имена
четырех погибших — Алексей Ледовский, Сергей Шиборин, Андрей Митков и
Мария Громова.
А 23 февраля 1962 года агентство «Рейтер» распространило заявление полковника ВВС США Барни Олдфилда о том, что в мае 1960 года из-за сбоя в системе ориентации разбился советский космический аппарат, на борту которого находился пилот Заводовский. Потом появилась информация, что 27 сентября 1960 года на Байконуре во время запуска разбился Иван Качур. В октябре того же года взорвался корабль серии «Восток» с Петром Долговым на борту. А еще через несколько лет итальянская «Коррьере делла сера» напечатала рассказ двух братьев-радиолюбителей, Арчилло и Джамбатиста Юдика-Кордилья, которые в ноябре 1960 года и в феврале 1961-го поймали странные сигналы из космоса. В первом случае им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения сердца. Во втором — переговоры с Землей. Итальянская газета даже приводит расшифровку, будто бы космонавты сообщали на землю: «Условия ухудшаются, почему не отвечаете?.. Скорость падает. Мир никогда не узнает о нас». Газета тут же сообщила имена погибших — Алексей Белоконов, Геннадий Михайлов и Алексей Грачев.
«СП»: - Но ведь, как говорится, дыма без огня не бывает?
-
Оказывается, еще как бывает! Долгие годы западному читателю внушали:
русские скрывают свои промахи и потери. Но всегда находятся люди,
которые восполняют отсутствие информации из-за «железного занавеса».
Пишут: из советского космического корабля поступило сообщение — условия
полета ухудшаются. Читатель начинает волноваться: какие условия? Что
произошло? Братья не сообщают, мол, догадывайтесь сами. Ну, а последняя
фраза, что мир так и не узнает о героях космоса, явно рассчитана на
доверчивого обывателя. Вот они какие, русские! Все прячут, боятся
огласки. Режим секретности, который существовал на то время в СССР,
невольно способствовал появлению таких сенсаций. 11 апреля 1961-го даже
дружественная Советскому Союзу английская газета «Дейли уоркер»
опубликовала заметку московского корреспондента Дэнниса Огдена о том,
что 7 апреля на космическом корабле «Россия» якобы совершил успешный
орбитальный полет (три витка вокруг планеты) сын известного
авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Однако при посадке
отказало оборудование, и первый космонавт сел в Китае. Мао Цзэдун решил
не отпускать покалеченного героя в СССР, потому как хотел выведать у
него все космические секреты. История показалась столь правдоподобной,
что в Книге рекордов Гиннесса за 1964 год именно Ильюшин указан как
первый космонавт Земли.
«СП»: - А что было на самом деле?
- Как пишет писатель, историк космонавтики Антон Первушин, в июне 1960 года подполковник Ильюшин попал в автокатастрофу. По официальной версии, пьяный водитель встречной машины не справился с управлением. Это документальный факт. Серьезные травмы обеих ног и мизерный шанс вернуться в авиацию. Почти год его лечили в Москве, а на реабилитацию отправили в Китай, в Хуанчжо — в руки специалистов восточной медицины.
Кто-то
верил подобной стряпне, а кто-то читал все это, как развлекательную, с
идеологическим душком литературу. Существует сравнение неба и космоса с
храмом, который от рождения до самой кончины стоит над нашими головами.
Но для того чтобы увидеть небо, надо поднять голову. Сегодня же, когда
люди перебирают глянцевые упаковки, у них нет времени и дела до неба и
космоса, они редко смотрят вверх. Переведя бытие в мир товарно-денежных
отношений, нынешние власти делают все ту же ошибку: товар, каким бы
красивым и привлекательным ни казался, никогда не был для людей конечной
целью, за которую можно и жизнь отдать. «Хотели, как лучше, а
получилось, как всегда», — выдал свою, знаменитую ныне сентенцию
Черномырдин. И удобно, и вроде никто не виноват. Путевка в космос — это
же не пропуск на овощную базу или лабаз.
«СП»: - Существует и масса мифов о том, как погиб Гагарин, и вообще, ставится под сомнение сама его гибель. Помнится, Герман Титов, вспоминая тот трагический день, как-то рассказал нам, что Гагарин, оторванный от неба бесконечными поездками и встречами, очень переживал, что не летает. Особенно, зная, что он. Титов, постоянно находится в летном тренаже.
- Вообще пускать или не пускать Гагарина в небо начальники спорили не один год. После гибели космонавта Комарова – а Гагарин к тому же был его дублером – в верхах, казалось бы, была поставлена точка: пусть заседает в президиумах, встречается с пионерами, защищает диссертацию. Между тем, сам Юрий Алексеевич как-то в сердцах обронил: «Не хочу быть памятником – ведь живой человек…»
Я, как бывший пилот, согласен с академиком, психологом летной работы Владимиром Пономаренко, как-то заметившим: «Отлучить летчика от полетов – это все равно, что запретить ему дышать». Должен сказать, что в свое время эта тема была затронута в одной из ранних моих книг «Приют для списанных пилотов». А вообще, споры о том, как и почему произошла та катастрофа с Гагариным в конце марта 1968 года, и сегодня не утихают. Хочется верить, что тайна его гибели будет когда-нибудь раскрыта. Конечно, можно предполагать, можно многого чего домысливать. Можно обвинять, судить, можно оплакивать произошедшее. Истина же в том, что Гагарин был среди нас и был одним из нас. Но его жизнь оставила среди нас, ныне живущих, такой яркий свет, что пока существует человечество, это имя будет стоять среди самых великих имен…