ВОПЛОЩЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Итак, начата ещё одна атака на коммунизм. На сей раз, на Украине. Снова коммунистическую идеологию объявляют человеконенавистнической и преступной. Если учесть, что за этим стоят люди, которые всячески поощряют распространение нацистской идеологии бандеровцев, наглядно проявившейся в зверском массовом убийстве беззащитных людей в Одессе и целеустремлённом уничтожении мирных жителей ЮгоВостока Украины, то вполне можно согласиться с чешским аналитиком Терезой Спенцеровой: эти деятели «дозрели до психбольницы».
Однако атака на коммунистическую идеологию – это вовсе не эксцесс неадекватных киевских политиков. Это курс, который проводит в последнюю четверть века так называемый «цивилизованный мир». И этому курсу прямо подыгрывают своим патологическим, выходящим за рамки минимально здравого смысла, антисоветизмом и российские руководители – как федеральные, так и белгородские. Поэтому надо разобраться в том, что же такое коммунизм.
Коммунизм – это вовсе не бездонная кормушка, образ которой возник не без влияния Хрущёва. Маркс прямо предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». Сущность нового общества Маркс видел в том, что это система, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа». И Ленин буквально с первых дней после победы Октябрьской революции очень много сделал для духовного обогащения широких масс народа.
Представитель президента США Уильям Буллит в своём отчёте о Советской России 1919 года, в частности, отмечал: «Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие от прежнего заключается в том, что они находятся под руководством Комиссариата просвещения, который… смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможность посещать представления, и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения… В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи…». Английский писатель Герберт Уэллс в своей книге «Россия во мгле» с изумлением констатировал: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке… В умирающей от голода России сотни людей работают над переводами; книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу». Добавлю, что в своём отчёте Буллит заметил, что произведения классиков печатаются огромными тиражами и «продаются населению по низким ценам».
Но в стране, где, по официальным данным царских времён, почти 75%¾ населения не умели читать, этого было недостаточно для приобщения народа к духовным сокровищам литературы. Надо было дать людям грамотность. И 26 декабря 1919 года В.И. Ленин подписал декрет, согласно которому все советские граждане от 8 до 50 лет должны были научиться читать и писать. Французский специалист Даниэль Мартин назвал день подписания этого декрета «исторической датой»: впервые в истории человечества государство приняло меры, направленные на достижение всеобщей грамотности.
При Сталине курс на приобщение самых широких масс к духовным богатствам художественной культуры неуклонно продолжался – и в итоге в Советском Союзе удалось достигнуть немыслимого в самом развитом капиталистическом государстве: у очень большого числа людей выработалась внутренняя потребность в духовном общении с художественной культурой. Поэтесса Анна Ахматова, вернувшись после поездки в Оксфорд делилась в круге знакомых: «Знаете, чему они там из моих рассказов больше всего удивились?.. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции. А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы!».
Очень важно и то, на утверждение каких принципов человеческого бытия была нацелена та художественная культура, к которой приобщали народ. Обратимся к примеру книг и фильмов, созданных в Советском Союзе в 2050е годы. Скольконибудь подробно их анализировать не позволяет ограниченный размер газетной статьи. Поэтому дадим обобщённую систему ценностей и приоритетов существования (а это и есть основа всякой идеологии), которую несли людям эти произведения – и самые серьёзные, как, например, «Как закалялась сталь», «Два капитана», «Семеро смелых», «Высота» и т.п.; и легкие комедии типа «Девушка с характером» или «Трактористы».
Все они в целом утверждают приоритетное значение духовных ценностей; приоритет общих интересов, доходящий до альтруизма; ориентацию на возвышенный идеал и готовность к самым тяжелым личным жертвам ради приближения к нему; готовность помочь другим людям; абсолютное бескорыстие и презрение к любому виду потребительства; отношение к алчности как к уродству.
А теперь вспомним, что приоритет духовных ценностей и пренебрежение погоней за материальными благами лежат в основе учения Будды. Ветхий завет объявляет сребролюбие смертным грехом. В древней Элладе Кратет полагал: «Все, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь муз, стало моим, а иное богатство накапливать тщетно». Сократ был убежден: «Богатство приносит лишь дурное». Подобные принципы и приоритеты бытия проповедует учение Христа. Они лежат в основе воззрений Василия Великого, Эразма Роттердамского, Габриэля де Мабли, Дени Вераса, Льва Толстого и многих других мыслителейгуманистов разных времен и народов.
Это подтверждает справедливость оценки, которую философ Александр Зиновьев дал, живя в эмиграции: поколение советских людей, сформировавшееся в предвоенные годы, «в общем и целом исповедовало систему ценностей идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лучшие представители человеческого рода».
И только человек с крайне извращённым мировоззрением (стоящий на голове, говоря словами писателя Леонида Андреева), может счесть такую идеологию «человеконенавистнической» и «преступной».
В. ВАСИЛЕНКО.
