«ДЕМОКРАТАМ» «ТАНКИСТОВ» НЕ ПОБЕДИТЬ
В. ВАСИЛЕНКО.
На фото:
«Густлик» попал в окружение поклонников.
Фото автора.
Телевизионный канал «Культура» к 70летию Великой Победы сделал подарок людям старшего да и среднего возраста – дал возможность вновь встретиться с любимым телесериалом юности «Четыре танкиста и собака». Верится, что и среди молодого поколения зрителей «Танкисты» обретут немало друзей.
Этот сериал поставлен по книге полковника Януша Пшимановского, который, как и его герои, прошёл свой воинский путь в танковой бригаде имени героев Вестерплатте. Эта бригада входила в созданное в годы войны в Советском Союзе Войско Польское, которое, в отличие от печально знаменитой армии Андерса, не изменило своей клятве сражаться против гитлеровцев вместе с Красной Армией, помогало ей освобождать Польшу и вместе с ней дошло до Берлина.
Книга Пшимановского, на мой взгляд, одно из лучших произведений военной темы, ориентированное на юных читателей. Она написана так, чтобы подросткам было интересно, и в то же время не просто развлекает, но и даёт правдивое представление о военной жизни, о воинском братстве советских и польских солдат. Да и не только о военной жизни, но и о зарождающей новой жизни Польши. Взять, хотя бы, образ старшего Черешняка, отца Томаша. Типичный «газда» хозяин, всегда себе на уме, ищущий во всём своей выгоды (он и сына не просто отдаёт в армию, а требует взамен лошадь, поскольку та будет пахать куда эффективнее сына, запряженного в плуг). Но, получив от народной власти землю, Черешняк вступает в партию. Потому, что он, как и другие крестьяне, увидел в ней защитницу интересов трудящегося человека.
К сожалению, в фильме (вероятно, чтобы было «динамичней») авторы заметно облегчили повествование – убрали многие фрагменты, позволяющие в книге почувствовать быт войны, вставили немало чисто приключенческих эпизодов, которые ничего не добавляют ни к рассказу о войне, ни к рассказу о героях фильма.
Но всё же добротная литературная основа, добрые чувства, которыми проникнут фильм, и удачный подбор актёров сделали сериал «Четыре танкиста и собака» невероятно популярным.
Я впервые увидел «Танкистов» школьником. До сих пор помню, какой эффект он произвёл в среде моих сверстников. Многие не пропускали ни одного повтора (а «Танкистов» тогда повторяли часто), делали снимки с экрана и активно обменивались ими, фильм стал «темой» для ребячьих игр…
В Чехословакии своего рода комикс о танкистах (серия кадров в развитие сюжета с коротким сопроводительным текстом к каждому) регулярно выходил в популярном и отнюдь не детском журнале. Соцстраны (кроме СССР) были наводнены футболками с изображением героев фильма, включая, разумеется, Шарика и танк «Рыжий».
Когда я был в Польше во второй половине 70х годов, там как раз телевидение проводило опрос юных зрителей, какие фильмы им бы хотелось увидеть на грядущих каникулах. И с безоговорочным преимуществом первенствовали «Танкисты» поступило более ста тысяч просьб их показать.
В 1979 году мне довелось познакомиться с актёром Франтишеком Печкой, сыгравшим едва ли не самого обаятельного героя – Густлика. Франтишек Печка высоко котировался у специалистов кино ролями в совсем не развлекательных фильмах, где он показал себя как незаурядный мастер исследования внутреннего мира своих героев. Но к Густлику и сам актёр относился с любовью.
Недавно я снова смотрел «Танкистов» с сыном, которому тогда было пять лет, рассказал Франтишек. Сын пришёл в восторг, что его папа был танкистом. Да и на меня фильм произвёл приятное впечатление. Я считаю, что он выдержал испытание временем, потому что уже новое поколение зрителей смотрит его с большим интересом, о чём свидетельствует множество писем, и сегодня приходящих «Густлику».
После победы в Польше антикоммунистических сил судьба «Танкистов» показала, чего стоят все разглагольствования «демократов» о демократии. Сначала его попытались «мягко» вытеснить из репертуара польского телевидения. Но уже совсем новое поколение зрителей активно воспротивилось этому, и сериал продолжал жить.
Но польские «демократы» не могли мириться с тем, что попрежнему появляется на телеэкране фильм, рассказывающий молодым полякам о том, что их деды и отцы плечом к плечу с советскими воинами сражались против общего врага, что Красная Армия была отнюдь не «оккупантом», а освободителем Польши. И «демократические» власти Польши официально запретили показ сериала «Четыре танкиста и собака».
