Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Угробим образование – погубим страну

Прошло 20 веков нашей эры, менялись формации, но цель человечества была неизменна, она направлена на поиск лучшей жизни, а также справедливого общественного устройства, но никому не удавалось это осуществить. В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс, великие гении человечества, теоретически доказали, что лучшей формой правления государства является социалистический строй. После смерти выдающихся теоретиков крупные ученые и прогрессивные люди Европы долго искали пути, чтобы воплотить в жизнь идеи Маркса и Энгельса, но так и не смогли!

И только В.И. Ленин, преданный марксист и продолжатель идей Маркса, научно доказал, что только через революцию возможно осуществить теорию и воплотить её в практику. Он пришел к выводу, что революцию возможно провести в одной отдельно взятой стране.

Ленинская теория была осуществлена на практике в октябре 1917 года. Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества – эру социализма и коммунизма.

Я не буду дальше в своей статье освещать историю становления, укрепления и развития нашей страны за период существования СССР, а также анализировать развитие цивилизации при данной общественно-экономической формации. Моя статья о людях советской эпохи, и посвящается она образованию.

Сошлюсь вначале на статистические данные об образованности граждан в дореволюционный период и после.

В царской России 72% населения в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотными, а у многих национальностей не было даже письменности. В.И. Ленин подчёркивал: «Нельзя построить коммунизм без запаса знаний, техники, культуры».

С этой целью в России была разработана программа по ликвидации безграмотности и намечен поэтапный переход от начального к среднему образованию.

С этой целью была проведена культурная революция, благодаря которой в короткие сроки в нашей стране была ликвидирована всеобщая безграмотность. Дальнейшее развитие получили педагогические ВУЗы и училища, а в результате чего в 1970-х годах в СССР насчитывалось уже 126 млн. человек с высшим и средним образованием. Развивались и внешкольные учреждения, в 1970-х годах действовали 4,5 тыс. Дворцов и Домов пионеров, около 2-х тысяч детских экскурсионно-туристических станций, кружков и станций юных техников и юных натуралистов, 153 детских парка, десятки тысяч детских библиотек, читальных залов и других учреждений.

В ВУЗах страны обучались 5 млн студентов, а в средне-специальных учебных заведениях 4,7 млн учащихся, притом все они получали стипендии и пользовались другими привилегиями.

Такого размаха в области образования не имела ни одна страна в мире. Этому способствовало и то, что в стране был установлен не только социалистический строй, но и определена государственная идеология.

Под её осуществление разрабатывались теоретические рекомендации и методики их внедрения. Этими вопросами занимались не только Министерство народного образования, но и созданная на базе Академии наук РСФСР в 1966 году Академия педагогических наук СССР.

В 1977 году в СССР в общеобразовательных школах всех видов обучались 45,4 млн детей.

Государство ставило задачу не только дать молодым людям прочное образование, но и воспитать человека коммунистических взглядов.

Эту нелёгкую работу взяли на себя миллионы учителей и достойно с ней справились. Такую ношу ответственности несли и учителя Ровеньского района.

На их долю выпала большая ответственность за обучение и воспитание молодого поколения. Они для школьников были педагогами, воспитателями, наставниками и общественниками.

Учителя в своей практической работе стремились к тому, чтобы их воспитанники были политически развитыми, образованными, профессионально грамотными.

За большой личный вклад в воспитание молодого поколения лучшие учителя получили почётные звания «Заслуженный учитель РСФСР», среди них ветераны педагогического труда Шиянова Серафима Александровна, Лобкина Мария Николаевна, Калитченко Надежда Ильинична, Левда Анна Яковлевна, Шилова Нина Николаевна, Бондарь Валерий Иванович, Неберекутина Светлана Васильевна, Даньков Павел Николаевич, Зарудняя Римма Павловна, Бережная Серафима Лукьяновна, Годзь Татьяна Егоровна, Малакеев Егор Петрович; по достоинству оценена работа более молодых учителей: Харченко Антонины Ивановны, Улезько Лидии Ивановны, Титовской Елены Васильевны.

Более 45 лет трудилась в школе Калитченко Надежда Ильинична, сначала пионервожатой в Ровеньской средней школе, потом учителем математики в восьмилетней и средней школах.

Кроме основной работы, Надежда Ильинична выполняла общественную и внеклассную, была лектором общества «Знание», пропагандистом сети политпросвещения, организатором художественной самодеятельности в школе, участвовала в других культурно-массовых мероприятиях, особенно в праздничные дни.

Она любила свой предмет и потому так увлечённо и доходчиво объясняла изучаемые темы своим ученикам на уроках математики. Приходилось подолгу задерживаться в школе, одновременно воспитывала троих своих детей, а для этого требовалось много сил. Все трое получили высшее образование, дочь Татьяна и сын Владимир закончили Белгородский пединститут, Александр — Калининградское высшее военное инженерное училище.

У всех имеются взрослые дети, тоже имеют высшее образование. Надежда Ильинична со своим супругом Александром Никифоровичем могут гордиться своей семьёй и заслуживают достойной похвалы за прекрасное воспитание детей. Очень печально, что рано ушёл из жизни отец и дедушка большого семейства Александр Никифорович.

На пенсию Надежда Ильинична ушла в 2008 году, но пришлось поработать по приглашению филиала Белгородского университета потребительской кооперации еще некоторое время в качестве преподавателя.

Активный общественник никогда не сидит без дела. Ей уже пошел 82 год, а она проводит консультации по математике с выпускниками школ, правда, уже на дому.

За многолетний и добросовестный труд Надежда Ильинична награждена орденом «Знак Почёта», ей присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», неоднократно поощрялась почетными грамотами многих общественных организаций.

В школах района достойно трудились многие другие учителя, чьи имена всегда звучали не только в педагогическом сообществе, но и среди населения: Гончарова А.М., Лемешко И.Д., Стрижов А.А., Титаренко Р.В., Чекры- мов П.С., Чермынёва Е.В., Серище- ва А.И., Азаров В.А., Чехова Н.И., Ткаченко В.Т., Чудных Г.В., Каземирова Р.Л., Сорокин Е.Т., Евсюков А.И., Евсюко- ва К.В., Нитепина П.И., Стрижова З.Г., Ткаченко Е.В., Евсюкова Н.Г., Зубко- ва Н.К., Толкунова Л.А., Луданная М.П., Кузина В.Ф., Коломыцева З.В., Пашковская Н.Г., Волощенко Н.П., Ковале- ва А.Я., Колтакова А.С., Погорелова В.И., Гончаров Н.И., Колтаков А.Н., Клыко- ва В.Я., Крикунова Л.А., Дубовцева Г.С., Евсюкова В.В., Мягкая В.Н., Мягкая Р.И., Воробьёва А.Г., Мягкая Т.Г., Ковшо- ва А.Е., Горбова З.В. и многие другие.

Много лет проработала директором Дома пионеров Ефременко З.Н., пионервожатыми Ряднова М.В., Чернокалова Т.Н., Данковцева Л.Н., Павленко А.И., Некрасова Н.Г., Дегтярёва В.К., Кобзарева С.Ю., Запорожцева М.Д., Шурховецкая Н.М., Горбань Т.Н., Скрипни- кова О.Н., Тарабан И.Н. и другие.

Хороших слов заслуживают многие руководители школ района, в первую очередь, Гончарова А.М., Евсюкова Н.Г., Колтаков А.Н., Зубкова Н.К., Рыбальченко Л.И., Брежнева Л.А., Зарудний В.Д., Мытников Г.А., Лобкин В.Д., Евсю- кова В.Г., Некрасов В.А., Грудинин П.С., Волощенко В.Г., Клименко Л.А., Козаченко А.Т., Гриёва Л.П., Поклад Г.И., Ланговая В.М., Колесникова Е.М., Удовен- ко Е.И. Крамаренко Н.Л., Чёрный А.Р., Моргач И.М. и Моргач В.М., Кулько И.С., Стромаков Н.М.

Всю полноту ответственности за состояние дел в школах района несли не только директора, но и отдел народного образования, который возглавляли в разные годы педагоги с большим опытом работы, хорошие организаторы: Шевченко М.Ф., Колтаков А.Н., Понаморёв Е.Е., Лемешко И.А., Зарудний А.В., Некрасов В.А., Плугатырь В.П.

Большую работу по строительству объектов образования, укреплению их материально-технической базы, благоустройству проводили органы власти: райком КПСС и райисполком, в первую очередь, те, которые курировали сферу образования. Это секретари по идеологии Олейник А.Н., Чвиров Ф.А., Толкунова Л.А., а также заместители председателя райисполкома Пономарёв Е.Е., Федосеев И.Е., Мягкий Ф.Д., Солошенко Н.А. и другие.

Очень жаль, что в 90-е годы, так называемые демократы, развалили СССР, а вместе с ним рухнула вся система образования, которая, по решению ЮНЕСКО, была признана лучшей в мире. Так почему не продолжить обучение детей по этой системе? Нет, ввели болонскую систему, которая не способна дать детям ту сумму знаний, которую давала советская школа. Фракция КПРФ разработала законопроект под названием «Образование для всех», но он был рассмотрен, как говорят, «на бегу» в Госдуме и пока отклонен, а жаль! А ведь над этим законопроектом работали крупные учёные и педагоги.

Если нам не вернуть то, что было хорошее в системе советского образования, Россию ждёт сплошной дебилизм среди молодёжи. Ведь ей и только ей определять будущее нашей страны, а без умных, высокообразованных людей прогресса не будет. Пришло время одуматься всем – если угробим образование, то погубим страну.

Н. Нитепин,
Заслуженный работник
культуры РСФСР