КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: 90 - лет Советского кино :: ВЫРОЖДЕНИЕ 2

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

ВЫРОЖДЕНИЕ 2





Виктор Василенко


Характерная черта кино посткоммунистической России – его «криминализация». С начала 90-х годов один за другим выходят фильмы, а несколько позже – и телесериалы, действие которых так или иначе связано с преступлениями. Активно эксплуатируется тема сведения счетов криминальными методами. Тут главными героями могут быть и люди из преступного мира(«Брат 2»), и «подставленные» работники правоохранительных органов(«Антикиллер»), и «мирные граждане» («Ворошиловский стрелок»).
Конечно, кино – «зеркало мира», а одна из особых примет «демократической» России – высокая степень криминализации общества. Но когда режиссёр хочет своим произведением как-то способствовать изменению положения к лучшему, он старается подвести зрителей к размышлениям над социальными корнями того явления, которое его тревожит, стремится вызвать у зрителей неприятие негативных сторон действительности. Однако фильмы сделанные с такой позиции, в российском кино почти не встречаются.

В подавляющем большинстве случаев криминализация общества подаётся авторами как некая неизвестно почему возникшая данность, нормы которой сплошь и рядом принимают и герои – в том числе и те, которые должны защищать закон. Скажем, майор Каменская, героиня телесериала, сотрудничает с главой преступного клана и постепенно начинает испытывать к нему дружеское чувство, которое, по сути, предлагают разделить и зрителям.

Когда нам демонстрируют сведение счетов, «положительные» персонажи почти всегда действуют теми же методами, что и их противники, и точно так же не только за рамками закона(это обычно мотивировано сюжетом), но и за гранью нравственных норм. В сущности, их мораль ничем не отличается от той морали дикаря, о которой философ В. Соловьёв говорил: зло – это когда соседи отнимут у меня жён и стада, добро – это когда я отниму у них. Не столь уж редко появляются картины(«Бригада», «Даже не думай!»), создатели которых приглашают зрителей «болеть» за людей, совершающих преступление из корыстных побуждений.

Существенно и то, что в криминальных фильмах совершенно нет ощущения неприятия насилия. Напротив, оно здесь показано как наиболее эффективное средство решения возникающих у героев проблем, а с другой стороны, как захватывающий аттракцион – неслучайно именно сцены с демонстрацией насилия постоянно используются в рекламе картин такого рода.

По сути дела значительное число приключенческих фильмов посткоммунистического времени романтизируют преступление, героизируют насилие. Думается, это в немалой степени способствует криминализации сознания людей, прежде всего, молодых. А по данным социологов, для столичных школьников профессия киллера сделалась престижней профессии космонавта; примерно 30% молодых людей считает морально приемлемым для себя зарабатывание денег криминальными методами.

Отсутствие такта, хорошего вкуса, гуманистического начала, наконец, элементарных нравственных критериев сделалось характерной чертой российских кинокомедий. Это касается и фильмов, которые были практически сразу забыты – вроде «Весёленькой поездки» или «Разборчивого жениха», и тех, картин, которые были отмечены наградами российского кино и до сих пор остаются «в обойме» телевидения – как, например, серия «национальных особенностей».

Отдельная тема – «молодёжные» комедии. Они уже программно аморальны, стерильно бездуховны и фактически бессмысленны. Вот фрагмент рекламы подобной комедии «Самый лучший фильм», который позволяет ощутить дух произведений такого рода: «У одной собаки было три лапы, и когда она писала, она падала. Ты спросишь, причём здесь «Самый лучший фильм»? Мы ответим. Вообще не при чём! А ты думаешь, мы тебе весь сюжет напечатаем? Мы бы тогда тупо книгу выпустили».

Показательно, что критики, которые, по идее, должны задавать и отстаивать эстетические и этические критерии, не считают бездуховность и безнравственность фильмов их пороком. Они констатируют: «Молодёжный герой любит ощущать себя вне морали», - и сами принимают это как норму.

Впрочем, всё это закономерно для системы кинематографа, основанной на капиталистических принципах. Ведь по утверждению американского философа – апологета капитализма Айн Рэнд, «выражение «Делай деньги!» является основой человеческой морали». Поэтому бессмысленно возмущаться тем, что прокатные фирмы, в стремлении сделать побольше денег, апеллируют к самому низменному в людях и зазывают публику на свои фильмы таким образом: «Ещё бессовестней, ещё бесстыдней!», «Восхитительно жестоко!», «Секс, деньги, убийство – вот это развлечение!». С точки зрения идеологии капитализма это вполне морально.

Ориентация кино в целом на примитивные запросы привела к тому, что общий художественный уровень подавляющего большинства фильмов 90-х годов стал куда более убогим по языку, нежели «средний» фильм времён «застойной» линии на доступное кино. Конечно, благодаря хлынувшему на наши экраны потоку американского киноширпотреба, мы смогли убедиться, что до его уровня нашему кино ещё опускаться и опускаться, но это вряд ли может утешить.

Появлялись, правда, в 90-е годы и весьма необычные по языку фильмы вроде «Белого праздника» или «Игры». Но они оставляли ощущение, что их авторами двигало не стремление найти такие выразительные средства, которые позволили бы зрителям глубоко проникнуть в духовный мир произведения, а стремление продемонстрировать свою незаурядность.

Произведений же, которые по идейно-художественным достоинствам встали бы в один ряд с лучшими картинами даже последнего десятилетия «застоя»(такими, как «Сталкер», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Подранки», «Двадцать дней без войны», «Восхождение», «Остановился поезд», «Парад планет») в 90-е годы не было создано ни одного. Тот же Абдрашитов в своём фильме «Пьеса для пассажира» не достиг уровня упомянутых своих фильмов.

Существует и вторая стороны проблемы. Есть все основания утверждать, что предупреждение свердловских кинематографистов сбылось. В прежние годы даже непростые для восприятия фильмы выдающихся мастеров находили свою аудиторию. Те же картины Тарковского, которые при первом появлении на экранах порой имели невысокие коммерческие показатели, потом за счёт того, что многие годы оставались в активном прокате, собирали в итоге внушительное число зрителей. Так, на счету «Иванова детства» 16 миллионов посещений, «Соляриса» - 10, «Андрея Рублёва» - 6 миллионов. Для сравнения: третий фильм американских «Пиратов Карибского моря», который стал самым кассовым фильмом проката СНГ, собрал несколько более 7 миллионов зрителей.

Но это было в советском прошлом. Теперь же шедевры и впрямь уже было некому воспринимать. К 100-летию кино белгородский кинотеатр «Победа» решил подарить зрителям «День шедевров»: 28 декабря на всех сеансах бесплатно показывали фильмы Тарковского, Антониони, Феллини, Вендерса. Рекордная посещаемость оказалась у «Красной пустыни» - 15 человек.

Позже «Белгородкино» приобрело новую – отреставрированную, переведенную на современную плёнку и озвученную в стереоварианте – копию фильма «Илья Муромец». Её попытались использовать для работы со школами. Но очень скоро учителя отказались от этого фильма, мотивировав: дети его не воспринимают, он слишком медленный.

Как тут не вспомнить предупреждение выдающегося дирижёра В. Федосеева: ещё несколько лет такой культурной политики – и мы можем получить полностью бездуховное поколение.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 29.04.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: 90 - лет Советского кино - ВЫРОЖДЕНИЕ 2

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники