ПЛОДЫ «ДЕКОММУНИЗАЦИИ» СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ
О. ВАСИЛЬЕВ.
В советское время основой воспитания молодёжи была коммунистическая идеология. При Сталине такая воспитательная работа велась очень эффективно, что подтверждает, например, уже известное заявление кумира «демократов» 90х годов Д.С. Лихачёва: «Для успеха реформ необходимо, чтобы поумирали эти люди» (т.е. люди, выросшие в 3050е годы). При Хрущёве она, по мере поворота с пути, намеченного Сталиным, теряла эффективность, а в 7080е годы всё сильнее покрывалась ржавчиной формализма. Но всё же, принципы коммунистической идеологии и в этот период официально продолжали оставаться ориентиром воспитания молодого поколения. И, в частности, они определяли ориентацию образования на формирование в сознании учеников научно обоснованной картины мира, выработку внутренней потребности «общения» с художественной культурой, развитие творческого начала.
«Демократы» же с самого начала объявили воспитание на принципах коммунистической идеологии «уродованием сознания». Они отвергали все её основополагающие принципы: неприятие частной собственности и жажды богатства, ограничение материального потребления разумно достаточным, готовность бескорыстно помогать другим людям… Ещё в 1992 году была поставлена задача «смены менталитета» народа. В последующие годы этот соцзаказ не раз подтверждали высокопоставленные чиновники, включая и Медведва, который в бытность президентом так определил систему ценностей, на которой следует воспитывать подрастающее поколение: «Деньги, квартира, транспорт, земля и дача».
На «смену менталитета» были нацелены все средства воздействия на сознание людей – от школы до создания культурной среды, в которой растёт молодёжь. Композитор Александра Пахмутова в начале десятых годов XXI века говорила о духовной пище для детей: «У нас были сказки и Пушкин, сейчас комиксы. Комиксы и всё. Это делается специально. А почему – скажите сами, не знаю…». То же можно сказать о детских фильмах, музыке, с которой растут дети, и т.п.
Что ж, эта задача, поставленная властью, в отличие от удвоения ВВП, погони за Португалией, новой индустриализации, успешно решена. Вот примеры, подтверждающие это.
Треть молодых граждан России уверены, что Солнце вращается вокруг Земли.
При недавнем опросе ВЦИОМ только 13% респондентов смогли сказать, когда в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли
Подавляющее большинство молодых москвичей не знают, кто такой Василий Шукшин, и ни один при опросе не смог назвать ни одного его произведения. 80% молодых людей не смогли назвать хотя бы одного советского или современного российского учёного.
По данным «Левадацентра», в 2006 году за год не прочли ни одной книги 37% наших соотечественников, в 2012 опрос, проведенный ФОМ, выяснил, что их число выросло до 44%.
Специалисты отмечают, что «под воздействием информационного поля массовой культуры выработано почти физическое неприятие хорошей музыки, кинофильмов, книг».
По оценке экспертов, 20% выпускников школ функционально неграмотны: они умеют читать, но не в состоянии понять прочитанного.
Участники заседания Ассоциации учителей русского языка и литературы в Общественной палате РФ констатировали: «Понятия «доблесть» и «честь» исчезают из обихода учащихся».
Опрос ФОМ выявил, что две трети граждан России относятся к богатству с почтением. Соответственно, для них зарплата – главный критерий работы. Ради высокой зарплаты они готовы мириться с неинтересной работой, с унизительным положением на работе и неудовлетворительными условиями труда.
А вот результаты не опросов, а солидного, длившегося немало времени международного исследования внутреннего мира молодёжи европейских стран. Это исследование подтвердил полный успех борьбы за смену «коммунистического» менталитета.
Так, если в советское время, даже в период «застоя», наше общество было безоговорочным лидером по ориентации на «постматериальные ценности» (говоря порусски, духовные), то к десятым годам нового века Россия далеко отстала от государств «старой Европы», хотя и в них распространение потребительских ценностей, по единодушной оценке западных социологов и философов, перешло за «красную черту». Прежде для нашего народа были характерны коллективистские принципы жизни; теперь же для массового сознания характерны глубокая атомизация, утверждение психологии конкурентного индивидуализма (не зря же вот уже два десятилетия школа стремится «воспитывать лидеров») и утрата смысла существования, если не считать смыслом существования материальные цели.
Уже в период своего третьего президентского срока Путин провозгласил: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующих веков». Как же это вполне здравое суждение согласовать с неуклонно проводимым властью курсом в образовании и воспитании молодёжи, который привёл к таким последствиям?
