Виктор ВАСИЛЕНКО
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА КОММУНИЗМУ?
Некоммунистический вариант гуманизации мира
Виктор ВАСИЛЕНКО
В ХХ веке немалое число западных специалистов, к коммунистическому движению не причастных, видели выход из тупика в гуманизации мирового порядка. Особенно активно этот проект начали разрабатывать где-то с конца 60-х годов, когда тупиковый характер западного пути развития стал очевиден. Важнейшая задача гуманизации – смена основных идеологических принципов общества.
Учёные Запада немало лет назад стали задумываться над тем, какими должны быть установки, утверждение которых будет способствовать гуманизации мира.
Экономика не должна составлять суть жизни, - был убеждён экономист Э. Шумахер, - приоритет должен быть за внутренней, духовной человеческой культурой. Нужно поднять дух человека, ему необходимы идеалы, в которые он мог бы действительно верить, ради которых он мог бы жить и бороться, - считал основатель Римского клуба А. Печчеи. Будущее за жизнью – достаточно скромной в материальном отношении, которая позволит утвердить истинно человеческое достоинство каждого гражданина планеты,
- высказывал убеждение почётный президент Римского клуба А. Кинг. Нужно, чтобы труд возвеличивал, а не унижал человека, - писал Д. Медоуз. В создании условий, способствующих развитию и реализации духовного потенциала человека, видел утверждение истинной свободы Э. Фромм. К организации жизни в духе человеческой солидарности призывал А. Швейцер. И все сходились в том, что необходимо отказаться от модели потребления западного типа.
Суммируя эти и многие другие в том же духе идеи, выдвинутые западными специалистами, модно выделить следующие фундаментальные принципы гуманизированного общества:
- приоритет духовных ценностей;
- основным стимулом человеческой деятельности должно стать духовное удовлетворение, а не материальное обогащение, а высшей целью – всестороннее развитие человека;
- человек должен получать радость от служения людям, а не от стяжательства;
- необходимо искоренить потребительское отношение к жизни, психологию вещизма, выработать в людях ориентацию на разумные материальные потребности;
- нужно преодолеть эгоизм, человек должен осознать себя частичкой единого целого – человечества и ощутить личную ответственность за его будущее.
Заметим, что – в отличие от поборников социал-демократического «улучшения» капитализма – сторонники гуманизации мира в большинстве выступали за радикальное преобразование социально-экономической системы. Шумахер был убеждён: «Мы окажемся на грани катастрофы, если не изменим коренным образом своей социальной системы». На такой позиции стояли и Фромм, и Печчеи, и многие другие.
Правда, чёткой программы конкретных реальных мер о гуманистическому переустройству общества выдвинуто не было – предложения носили самый общий характер, порой явно фантастический(вроде того, что транснациональные корпорации, проникшись ответственностью за судьбу человечества, должны превратиться из самых свирепых хищников капитализма в инструмент гуманизации мира). Но для рассматриваемого в этой главе вопроса существенней другое.
Очевидно, что названные принципы гуманизированного общества в целом вполне соответствуют установкам коммунистической идеологии. Почему же тогда предлагавшие их учёные и общественные деятели дистанцировались от коммунистов? Вероятно, в каждом отдельном случае были свои причины, но общим было иное, чем у коммунистов отношение к частной собственности. Большинство таких специалистов – от Швейцера до Фромма – были против её упразднения.
Но вот выдающийся индийский мыслитель Нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор, который тоже не был коммунистом, утверждал: «Индивидуальная делёжка ведёт к алчности». Да и сам Фромм в книге «Иметь или быть?» констатировал: «Природа обладания вытекает из природы частной собственности. При таком способе существования самое важное – это приобретение собственности и моё неограниченное право сохранять то, что я приобрёл. В буддизме этот способ поведения описан как «ненасытность» в христианстве его называют «алчность»; он превращает всех и вся в нечто безжизненное».
Таким образом, сохранение частной собственности будет объективно препятствовать гуманизации человека и общества. И потому прав Маркс: «Упразднение частной собственности» - необходимое условие «присвоения человеческой сущности человеком».
дата: 15.12.2008 Верхний уровень