Виктор ВАСИЛЕНКО
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА КОММУНИЗМУ
Мечты «консервативных романтиков»
Виктор ВАСИЛЕНКО
Среди тех мыслителей, которые не приемлют капиталистическую систему, есть и такие, кому путь оздоровления общества видится не в движении вперёд к коммунизму, а в движении назад – к средневековью. Их нередко именуют «консервативными романтиками». Эта идея родилась не сегодня и не вчера. Такой позиции в той или иной степени придерживались, например, политический деятель XIX века Бенджамин Дизраэли, писатели Джон Голсуорси, Соммерсет Моэм, учёные Николай Бердяев, Льюис Мамфорд… Причём, капитализм они порой критиковали едва ли более жёстко, чем коммунисты.
В своё время Маркс увидел в подобном протесте против капитализма лишь проявление антагонизма между капиталом и земельной собственностью. Думается, однако, неправомерно суть противоречий сводить только к этому. Консервативные романтики в средневековье видят достойной подражания прежде всего систему ценностей, исповедуемую дворянством.
Герцен относился к феодальному строю без малейших симпатий. Тем не менее, он признавал, что его высший класс ориентировался на приоритет духовных ценностей, что основой идеологии дворянства было убеждение в том, что «правилами политической экономии нельзя заменить догматы патриотизма, предания мужества, святыни чести».
Бердяев своё неприятие капитализма объяснял тем, что «вся капиталистическая система хозяйства есть детище пожирающей и истребляющей похоти», и это «этически не может быть терпимо». Заметим, кстати, что хотя он относился к Советской власти недоброжелательно, чтобы не сказать враждебно, тем не менее, признавал «большую правду социализма по сравнению с капитализмом».
Однако привить дворянскую систему ценностей капиталистическому обществу очевидно невозможно, поскольку основополагающие принципы его социально-экономической системы порождают совсем иные установки сознания. А воссоздание социально-экономической модели средневековья – даже если допустить, что это реально – вряд ли можно счесть таким уже благом: ведь не стоит забывать, что она обеспечивала свободу духовного развития меньшинства за счёт тяжелейшего труда и полного бесправия большинства, которое такой свободы было лишено совершенно.
дата: 22.12.2008 Верхний уровень