Виктор ВАСИЛЕНКО
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА КОММУНИЗМУ?
Можно ли примирить «Желтого дьявола» с Христом?
Виктор ВАСИЛЕНКО
В посткоммунистической России оказалось немало сторонников «облагораживания» капитализма христианской религией.
Но ведь фундаментальные принципы учения Христа – приоритет духовных ценностей, приоритет общих интересов, пренебрежение погоней за материальными благами, отказ от собственности как условие духовного возвышения, бескорыстие, готовность помочь ближнему и даже пойти на личные жертвы ради этого. Идеологические устои капиталистической системы диаметрально противоположные: приоритет материальных ценностей, стремление к наживе, жажда обладания собственностью, эгоизм. Поэтому люди, живущие по принципам идеологии капитализма, могут относиться к учению Христа только фарисейски.
Английский писатель Джон Голсуорси устами одного из героев романа «Конец главы» иронично заметил о респектабельных буржуа: «Большинство из них было бы шокировано, если бы им сказали, что они не христиане, и шокировано ещё больше, если бы их попросили отдать половину своих богатств бедным».
Разведчик Конон Молодый, который выступал на Западе в роли канадского бизнесмена и преуспел в этом, став миллионером, говорил: «Мне претил бизнес. Никак не мог привыкнуть к мысли, что подлость во имя денег – это норма; что если ты нарушил закон – ты дурак, а если закон обошёл – умный и порядочный человек».
Быть может, это неадекватное восприятие капиталистической действительности советским по духу человеком? Но и совсем не советский по духу предприниматель А. Злочевский, отвечая на вопросы в ходе исследования бизнес-элиты России, утверждал то же самое, только с противоположной идеологической позиции: «Для меня нет морали в бизнесе. Мораль в бизнесе – закон. Обман вне сферы законодательства, то есть, обман – моральная вещь в бизнесе». Вспомним и наставление Наполеона Хилла(автора ставшей бестселлером книги «Думай и богатей») деловым людям: богатство приобретается любыми средствами – честными, если возможно и иными, если представится случай». Всё это доказывает справедливость одного из важнейших принципов учения Христа: «Не можете служить и Богу и мамоне».
Да, в западном мире религиозность – обязательная составляющая имиджа человека, который стремится сделать карьеру. Но не о таких ли верующих Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды»?
В капиталистическом обществе Бог из носителя(по выражению Эразма Роттердамского) «духа наичистейшего» превращается, как метко заметил Эрих Фромм, в «Генерального директора акционерного общества «Вселенная». И отношения с Ним строятся соответственно. Главной целью подобной религиозности оказывается не духовное возвышение личности, а желание обеспечить себе покровительство Всевышнего в жизни этой и привилегии в жизни Иной.
В капиталистическом обществе любое христианское движение встаёт перед выбором: либо, забыв о духе учения Христа, камуфлировать религиозностью уродства капитализма, либо стремиться к упразднению фундаментальных ценностей и стимулов капиталистической системы и замене их подлинно христианскими.
Думается, не случайно, руководители и Православной, и Католической Церквей, которые считают «нормальными» социально-экономические устои капитализма, столь непоследовательны в своих высказываниях. К примеру, Патриарх Алексий Второй, приехав в Белгород на открытие духовной семинарии(расположившейся, заметим, в здании, которое Советская власть специально построила как
Дворец пионеров), с удовлетворением констатировал: «В России происходит переход от прежней идеологической и социально-экономической системы к нормальному укладу жизни». Однако в СМИ не раз приводились и его высказывания совсем иного рода – вроде такого: «В настоящее время зло вышло из-под контроля и бесстыдно заявляет о своей победе над добром». Неужто святой отец и впрямь настолько идеалист, что не понимает, что второе – это прямое следствие насаждения в нашем обществе «нормального», то бишь, капиталистического уклада жизни? Чтобы не шокировать Патриарха процитирую не Маркса, а противника коммунистов Фромма: «Нормы, в соответствии с которыми функционирует общество, формируют «социальный характер».
А Римский папа Иоанн Павел Второй в конце ХХ – начале XXI века то оптимистично заявлял, что мы достигли невиданного прогресса в развитии человека, в расширении его прав и свобод, то горько сетовал, что только вмешательство Всевышнего может спасти от мрачного будущего, но «Бог отвратил от людей глаза свои и затворился у себя в горних высях».
Переход же жизни общества на принципы бытия в соответствии с учением Христа – отказ от собственности, утверждение в сознании людей и общественном сознании в целом приоритета духовных ценностей, приоритета общих интересов и других подлинно христианских установок,- это по существу будет коммунистическим преобразованием общества.
Нельзя сказать, что коммунистическому устройству общества нет альтернативы – как справедливо утверждают философы, альтернатива есть всему. Но альтернативу коммунизму ещё в 30-е годы ХХ века ясно обозначил Джордж Бернард Шоу, который предупреждал: если советский эксперимент в области общественного устройства не удастся, тогда наша цивилизация потерпит крах, как потерпели крах многие цивилизации, предшествовавшие нынешней.
дата: 23.12.2008 Верхний уровень