ЕДИНСТВЕННАЯ СТРАНА,
ГДЕ СЛОВО «ПРОГРЕСС» ИМЕЛО СМЫСЛ
В XIX веке Маркс и Энгельс аргументированно доказали, что капитализм объективно обречён на гибель. В ХХ веке, несмотря на то, что в социальноэкономической системе развитых капиталистических государств произошли существенные изменения, казалось бы, упрочившие её, очень многие авторитетные учёные, политически далёкие от коммунистов, подтвердили: путь капиталистического развития ведёт человечество к гибели. Фактически признала это и конференция ООН на высшем уровне, прошедшая в 1992 году в РиодеЖанейро.
Западные специалисты во второй половине ХХ века не только доказали гибельность дальнейшего движения по капиталистическому пути, но и определили, какие именно идеологические установки и социальноэкономические принципы, необходимо утвердить в обществе, вместо существующих, чтобы перед человечеством открылся выход из тупика. Однако никто из этих учёных не смог предложить конкретную модель социальноэкономической системы, которая позволила бы воплотить эти благие пожелания в реальность.
Между тем, История знает ответ на этот вопрос. К лучшему будущему человечества ведёт только один путь – тот, который открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Чтобы убедиться в этом, давайте сопоставим идеи западных учёных о принципах «лучшего общества» с теми социальноэкономическими принципами и идеологическими установками, которые в реальности были воплощены в советском обществе при осуществлении сталинского проекта строительства социализма.
По убеждению западных учёных, важнейшая задача, без которой выживание человечества крайне проблематично – радикальная смена сознания людей с потребительской на гуманистическую. Комментируя такие высказывания, американский философ и психолог Э. Фромм заметил, что «изменения в сердце человека возможны лишь при условии таких коренных социальноэкономических преобразований, которые дадут ему шанс измениться». Фромм, показал, что капиталистическая система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» ценности существования – прежде всего, жажду денег и собственности. А вот «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления».
Но ведь в Советском Союзе и были созданы принципиально иные, чем при капитализме, экономические условия. Основным законом социализма Сталин назвал принцип, что, в отличие от капитализма, в новом обществе цель производства – не извлечение прибыли, а «непосредственное удовлетворение потребностей общества». Дальнейшие меры по созданию других экономических условий были намечены в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой Сталин определял перспективы развития советского общества. В частности, была поставлена задача постепенного сокращения сферы действия товарного обращения, которое в капиталистическом обществе играет первостепенную роль.
Создание равноправного общества, в котором все обеспечиваемые системой блага предоставлялись бы всем без исключения членам общества, и каждый человек имел бы реально равные возможности для раскрытия заложенных в нём способностей.
Нельзя сказать, что эта задача была решена полностью, но именно она была одной из важнейших целей Октябрьской революции. И в советском обществе уже удалось создать в этом отношении условия, беспрецедентные в истории человечества. Особенно это касается возможностей раскрытия заложенных в людях способностей. Была создана система довузовской подготовки, которая открыла широкий доступ к полноценному высшему образованию молодёжи из среды рабочих и крестьян. Общедоступные школьные кружки, секции в домах культуры и домах пионеров, детские художественные студии позволяли обнаружить способности детей и подростков, а в дальнейшем им создавали условия, которые позволяли этим способностям раскрыться в полной мере.
Освободить человека от давления насущных экономических проблем.
Эта задача тоже ещё не была решена полностью, но дело шло к тому. Бесплатные образование, здравоохранение, получение жилья; низкий уровень цен на основные продукты питания и товары первой необходимости, ЖКУ создавали исключительно надёжную социальную защищённость человека. В период «перестройки» переквалифицировавшийся в демократы П. Бунич КРИТИКОВАЛ советский социализм за то, что в нём был якобы слишком высокий уровень социальной защищённости народа, и это лишало общество «настоящего двигателя прогресса» необходимости постоянно «думать, как прокормить себя и семью, как обезопасить от разорения».
Категорическая необходимость – радикальное изменение модели потребления, сформировавшейся в развитых капиталистических государствах. Гонка за материальными благами должна уступить место ограничению разумно достаточным потреблением.
Но ведь один из упрёков, высказанных Сталину в годы «перестройки» в том и состоял, что он сумел изжить гонку за матблагами и утвердить как норму «противоестественное» (с точки зрения критиков) ограничение материального потребления разумно достаточным.
Высшей целью общества должно стать всестороннее развитие каждого человека.
Советская власть начала решать эту задачу буквально с первых недель после Революции. И она оставалась в числе приоритетных даже в самые трудные периоды, когда, казалось бы, все силы и средства было необходимо концентрировать на решении задач текущего момента. Вспомним, к примеру, что в годы Великой Отечественной войны были созданы школы рабочей и сельской молодёжи, чтобы обеспечить условия для получения образования тем сотням тысяч подростков, которые ушли из школ на промышленные предприятия, на работу в сельском хозяйстве.
«Демократия наблюдения» (т.е. буржуазная демократия в её нынешнем виде) должна смениться «демократией участия» (Фромм понимал под этим, что благо общества должно сделаться личным делом каждого человека).
Если «демократия наблюдения» в советском обществе действительно была сильно ограничена, то «демократия участия», хотя и была ещё далека от совершенства, но она БЫЛА, чего нельзя сказать ни об одном капиталистическом государстве.
Теперь вернёмся к тому, какие идеологические установки считали необходимым утвердить в сознании людей западные учёные.
Нужно, чтобы люди обрели возвышенные идеалы, которые бы подняли их дух. Человек должен научиться чувствовать радость не от стяжательства, а от служения людям. Необходимо, чтобы человек преодолел потребительское отношение к жизни, психологию вещизма. Необходимо, чтобы мотивацией работы стало духовное удовлетворение, а не материальное обогащение.
А основополагающими установками, которые формировались в сознании людей при строительстве нового общества были: приоритет духовных ценностей, распространяющийся и на труд: из средства зарабатывания денег он становился, говоря словами Сталина, «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства»; ориентация в жизни на нравственный идеал служения стране и народу, готовность к личным жертвам ради него; приоритет общественных интересов; готовность помочь другим людям; бескорыстие, пренебрежение погоней за матблагами, презрение к любому проявлению потребительства.
Такие установки приняли ещё далеко не все советские люди, но их приняло достаточно большое число людей. Именно эти люди составляли наиболее активную часть общества, и их взгляды определяли общественное сознание в целом.
Выдающиеся достижения советского воспитания в этом направлении признавали не только друзья, но и враги – в том числе и наши «демократы». Только они ставят ему не в великую заслугу, а в вину, что изза формирования в сознании людей ориентации на разумные потребности, общество, мол, лишилось «движителя прогресса»; что под воздействием советского воспитания из сознания людей исчезло стремление заработать побольше денег и собственная корысть сделалась неправедной; что у нас была заповедь: возлюби ближнего, как самого себя, – а «надо было сначала себя возлюбить»…
Таким образом, путь развития общества, проложенный Великой Октябрьской социалистической революцией, в реальности открывал человечеству путь к лучшему будущему. Неслучайно весьма скептически мысливший французский философ Жан Поль Сартр в начале 60х годов написал, что Советский Союз – «единственная страна, где слово «прогресс» имеет смысл».
И как тут не вспомнить предостережение, которое ещё в 30е годы сделал британский писатель Джордж Бернард Шоу: «Если этот [советский] эксперимент в области общественного устройства не удастся, тогда цивилизация потерпит крах, как потерпели крах многие цивилизации, предшествовавшие нашей».
В. поляков.