ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 3
Виктор ВАСИЛЕНКО
Не будем идеализировать. В годы правления Сталина в духовной жизни общества развивались процессы, противодействующие друг другу. С одной стороны, утверждение коммунистических ценностей, приоритетов, ориентиров бытия вкупе с целенаправленной работой по приобщению самого широкого круга людей к сокровищам художественной культуры создавало огромный духовный потенциал общества. С другой стороны, в 30-е годы стала утверждаться жёсткая нормативность – причём, не только в политической сфере, но и в искусстве.
В частности, в фильмах на современную тему принцип социального оптимизма всё чаще подменялся установкой: воспевать! Воспевали, случалось, в буквальном смысле. Так, героиня «Светлого пути» - девушка, легко и без серьёзных проблем прошедшая путь от прислуги до знатной ткачихи, орденоноски и депутата Верховного Совета - выходила на трибуну – и пела: «Нам нет преград ни в море, ни на суше…». «Марш энтузиастов» - прекрасная и очень нужная песня, к ней никаких претензий. Беда в том, что фильм оказался сведенным к иллюстрации к ней.
Во второй половине 30-х годов пошла череда фильмов, в которых не было не только реальных коллизий общества того времени, но даже сколько-нибудь серьёзного внутреннего конфликта в героях – разве что любовные проблемы. Вот несколько примеров фильмов, которые и сегодня время от времени можно увидеть по телевидению.
«У самого синего моря» Б. Барнета. Фильм рассказывает о жизни и труде рыболовецкой артели. Однако единственная трудность, с которой приходится сталкиваться рыбакам – это разгул стихии. А главная коллизия: двое героев любят девушку, соперничают, но потом выясняется, что та любит парня, служащего в Красной Армии.
«Доктор Калюжный» Х. Локшиной. Выпускник мединститута едет в глубинку(из-за чего конфликт с невестой) возглавить сельскую больницу. В то же время он ищет пути лечения тяжёлой болезни глаз, приводящей к слепоте. Научный поиск показан в фильме достаточно убедительно. Но всё-таки героя послали сюда не за этим, а наладить работу больницы. А эту задачу он решает буквально мгновенно. Вот он приезжает в развалюху с малоквалифицированным и безответственным персоналом, - и раз: перед зрителями уже добротное здание, и хорошо налаженная работа больницы. Что позволяет Калюжному практически полостью переключиться(по-моему, он ни разу не занимается такой «прозой», как выезд к больному или рядовая операция) на научную деятельность. Успех в которой, заметим, делает его знаменитостью всесоюзного масштаба.
«Учитель» С. Герасимова. Молодой педагог после окончания института приезжает в родное село «поднимать» образование. Все возникающие проблемы он решает легко и просто. Вот только отец недоволен тем, что сын не вышел на большую(по понятиям отца) дорогу жизни. Но и с этим оказывается всё в порядке – героя в финале избирают в Верховный Совет. Единственная трудность, с которой справиться не так легко, опять же, сердечного характера.
«Лётчики» Ю. Райзмана. Действие фильма разворачивается в лётной школе. Один из персонажей – отличный пилот, которому тесны рамки правил, усложняет программу своих полётов. Его осуждают – даже те, кто не очень-то понимает, за что. Введи режиссёр нотку сомнения: а так ли уж прав коллектив в осуждении «лихача»: ведь то, что он осваивает, хотя и связано с риском, но будет необходимо в грядущих боевых условиях, - и произведение приобрело бы какую-то глубину. Однако такой мысли в фильме уловить нельзя. Зато и здесь на первый план выходит любовная линия: курсантка, влюблённая поначалу в «лихача», в конце концов отдаёт сердце начальнику школы, отправляющемуся работать на Сахалин. Впрочем, эта линия психологически полностью мотивирована.
Замечу, что все упомянутые фильмы при всей упрощённости содержания отмечены хорошей игрой актёров, в них интересны многие бытовые моменты – и они завоёвывали симпатии не одного поколения зрителей. Скажем, уже в середине 90-х годов, мои язвительные выпады против «Светлого пути» на занятиях по истории кино в Белгородском педагогическом колледже были встречены студентами и особенно студентками в штыки.
Разумеется, тут нельзя абсолютизировать. И в конце 30-х годов, и в военное время, когда жёсткая цензура была целиком и полностью мотивирована, и в послевоенный период, когда давление нормативных установок ощущалось наиболее сильно, в Советском Союзе создавалось немало кинокартин, не только привлекательных для зрителей(а таких было много – «Подкидыш», «Сердца четырёх», «Свинарка и пастух», «Близнецы», «Кубанские казаки», «Смелые люди» и т. д.), но и отличающихся незаурядными идейно-художественными достоинствами. Вот лишь несколько из них: уже упоминавшиеся «Депутат Балтики» и первый фильм «Большой жизни», «Машенька» Ю. Райзмана, «Она защищает Родину» и «Великий перелом» Ф. Эрмлера, «Радуга» М. Донского(кстати, отмеченная «Оскаром»), «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А. Столпера…
Очень серьёзные проблемы, возникшие при коллективизации, затрагивал фильм А. Зархи и И. Хейфица «Член правительства»(достаточно сказать, что он начинается с того, что героиню собираются «сдать» в НКВД за резкое выступление против раскулачивания середняков). Правда, в конце создатели фильма пошли на упрощение, списав часть ошибок и перегибов при коллективизации на счёт происков замаскировавшихся врагов. Этот ход, в принципе, можно счесть уступкой нормативным канонам, тем не менее, он не снижает общего впечатления от фильма.
А вот создатели фильма «Танкер «Дербент»(реж. А. Файнциммер) вообще убрали тему «замаскировавшихся врагов», третьестепенную и в романе Ю. Крымова, по которому поставлен фильм. Если в конце романа выяснялось, что до революции старпом был провокатором охранки, то в фильме он показан просто приспособленцем и трусом. А главный конфликт и романа и фильма между отношением даже к малоромантичному труду нефтеперевозчиков как к творчеству на благо страны, которое пытается привить морякам старший механик, – и равнодушным отрабатыванием зарплаты, которое поначалу было характерно для большей части случайно подобравшейся команды.
дата: 2.02.2009 Верхний уровень