МИФЫ ДЕМПРОПАГАНДЫ
Советская цензура
В. ВАСИЛЕНКО
Один из широко задействованных мифов демпропаганды: в Советском Союзе была свирепая политическая цензура, которая в сфере художественной культуры не пропускала никаких произведений хоть как-то не соответствующих официальным идейным установкам.
Правда здесь то, что политическая цензура в советское время действительно была, и, случалось, она и впрямь не пропускала по идейным соображениям какие-то фильмы, книги и т.д. Но по большей части политическая цензура была довольно либеральной, и она руководствовалась не принципом «Кто не с нами – тот против нас», а принципом «Кто не против нас – тот с нами». И, к примеру, в советский прокат поступали незаурядные произведения киноискусства западных стран, созданные не только режиссёрами-коммунистами(такими, как, например, Де Сантис, Рози, Бардем), но и режиссёрами, которых относили к «буржуазным» вроде Феллини, Антониони, Шлёндорфа, Бергмана, Пенна.
Отмечу, что уничтожение советской политической цензуры отнюдь не обернулось притоком в наши кинотеатры западных шедевров. Напротив, фильмы, отличающиеся богатством кинозяыка и глубиной художественного исследования важных проблем жизни современного общества, почти полностью исчезли из российского проката.
В конце 80-х годов близкий к антикоммунистической «Солидарности» польский режиссёр Кшиштоф Занусси предупреждал, что в капиталистическом обществе действует своя цензура, коммерческая, - и в отличие от политической цензуры социалистических времён, она совершенно безжалостна. Что ж, мы получили возможность убедиться в справедливости его предупреждения.
В советское время была ещё и нравственная цензура. Можно согласиться с тем, что цензоры порой перегибали палку, но то, к чему привёл отказ от нравственных критериев отбора фильмов, во много раз хуже. Когда в порядке вещей стало то, что почтеннейшей публике в качестве развлечения предлагают живописание зверства и скотства, а прокатчики ещё и заманивают зрителей на фильмы, обещая, что это творение «Ещё бессовестней, ещё бесстыдней!», - то это уже в полном смысле нравственная катастрофа.
И самый существенный момент. Обращаясь к теме советской цензуры, демпропаганда в неизменно свойственном ей стиле, вовсю использует подтасовки, передёргивания и прямую ложь.
Вот типичный пример. Говорят о когда-то популярном в Советском Союзе австрийском фильме 30-х годов «Катерина» с Франческой Гааль. И с апломбом утверждают: «…фильм урезали на двадцать минут, изъяв из него благополучный конец. Основание? Брак между горничной и сыном миллионера невозможен даже в комедии».
Я смотрел «Катерину» в студенческие годы в ретроспективе фильмов Госфильмофонда. Фильм милый, но, в общем, пустой, и, признаться, не запомнилось, чем конкретно он завершился. Но хорошо помню, что ощущение «хэппи энда» осталось. Однако даже если этот фильм при подготовке к прокату подсократили(а такое обращение с картинами было свойственно не только советскому прокату – во Франции фильм Виго «Аталанта» перемонтировали так, что из поэтического фильма превратили в некое подобие мелодрамы – в авторском варианте его восстановили только много лет спустя после смерти режиссёра), то вряд ли по той причине, на которую указывают «обличители».
Потому что примерно в это же время шёл фильм с Диной Дурбин «Сестра его дворецкого», где героиня – горничная в начале картины – в финале завоёвывала сердце очень состоятельного человека(правда, свадьбы и здесь не показали – может, и это «происки цензуры»?). И счесть это случайным недосмотром цензуры никак нельзя, поскольку шли и другие картины – «Первый бал», «Брак по расчёту» с той же Диной Дурбин, «Маленькая мама» с той же Франческой Гааль, в которых бедные героини находили весьма богатых женихов.
дата: 25.03.2009 Верхний уровень