КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ :: Виктор ВАСИЛЕНКО
СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО
СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ





Виктор Василенко


Историческая обречённость капитализма

3

Казалось бы, после конференции в Рио гуманизация мирового порядка и постепенный переход от капиталистической социально-экономической системы к какой-то иной неизбежны.
Однако ещё Аурелио Печчеи отметил, что «сложившаяся в мире политическая система не только сознательно игнорирует требования глобального развития, но и стала абсолютно нечувствительной к каким бы то ни было мотивациям долгосрочного характера». Позже об этом писал и представитель политических кругов Альберт Гор. Признавая «необходимость того, чтобы передовые экономики подверглись глубокому преобразованию», он высказывал серьёзные сомнения в том, что правители ведущих капиталистических стран пойдут на это, поскольку «наша политическая система сама по себе настолько изношена, настолько испорчена злоупотреблениями, что мы более не способны делать последовательный и разумный выбор на пути своего национального развития».

Дело в том, что радикальное преобразование капиталистической системы и гуманизация мирового порядка – процесс далеко не безболезненный для ведущих капиталистических государств. В самом конце ХХ века радио Би-Би-Си организовало дискуссию по актуальным проблемам экономики, и участвующие в ней специалисты сошлись в том, что погоня людей за матблагами в современном обществе западного типа – одно из необходимых условий нормального функционирования экономики; снижение покупательной активности людей неизбежно вызовет спад. Подобную точку зрения можно найти и у Фромма – философ приводит высказывание банкира: если люди начнут потреблять продовольствие, чтобы утолить голод и приобретать товары только по мере необходимости, - что тогда станет с рынком. Потому-то, кстати, и тратится триллион долларов в год на рекламу: чтобы стимулировать людей покупать вещи, которые им в сущности не нужны.

А, как заметил американский профессор Р. Уэйд, если бы богатые страны перестали «заимствовать у остальных, потребовалось бы сильно урезать потребление». И это породило бы чрезвычайно серьёзные проблемы для экономик этих стран.

Кроме того, тут наверняка пришлось бы столкнуться с проблемами психологического характера. Западный обыватель, воспитанный в идеологии общества потребления, не принял бы идеи снижения уровня своего потребления ради абстрактного для него «блага человечества в целом». Печчеи, говоря о необходимости реальной и бескорыстной помощи бедным странам со стороны богатых, скептически присовокупил: «Если трезво смотреть на вещи, кажется весьма мало вероятным, чтобы в наше время несколько стран из альтруистических побуждений добровольно взвалили на свои плечи беспрецедентные обязательства… Да против этого немедленно выступил общественность этих стран».

В конце 90-х годов СМИ поведали историю, подтверждающую обоснованность такого скептицизма. В Канаде – одной из наиболее благополучных в материальном отношении стран западного мира – положение коренных жителей и сегодня в целом ощутимо хуже, чем «белой» части населения. Чтобы уменьшить неравенство, правительство приняло решение отменить для аборигенов количественные ограничения на шельфовый лов лангуст. В ответ белые рыбаки – вполне сытые и обеспеченные – устроили погромы: только в бухте Мирамачи они разрушили полторы тысячи садков, расставленных индейцами.
Если бы в мире по-прежнему существовал могучий социалистический блок как противовес капиталистической системе, то, вполне вероятно, что развитые капиталистические государства волей-неволей вынуждены были начать движение по пути гуманизации как своей, так и мировой системы. Но после уничтожения Советского Союза возобладал соблазн воспользоваться теми рекомендациями, которые давала упомянутая в предыдущей главе «Большая стратегия»: «Потребуется сила, чтобы побудить развивающиеся страны не прерывать поставки важнейших ресурсов»(напомню, что это рекомендуется делать в условиях, когда «стремление развитых стран СОХРАНИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ входит в явное противоречие со стремлением других ВЫЖИТЬ»).

После конференции в Рио председатель Всемирной Комиссии ООН по окружающей среде и развитию Г.Х. Брундтландт(бывший премьер-министр Норвегии) выдвинула задачу: «Мы должны искоренить бедность. Мы должны добиться большего равенства, как в каждой из стран, так и между ними». Однако масштабы грабежа ресурсов стран «третьего мира» только увеличивались. Так, в 1991 году в США превышение импорта над экспортом оценивалось в 123 миллиарда долларов, в 1995 – в 188 миллиардов, в 1999 – в 358 миллиардов, а в начале XXI века перевалило за 400 миллиардов.

Продолжалась и политика «финансового вампиризма». На встрече глав государств и правительств Латинской Америки в 1999 году в Рио-де-Жанейро было отмечено, что страны региона в 90-е годы при долге 700 миллиардов долларов выплатили 850 миллиардов, но при этом долг не уменьшился. На встрече лидеров стран Организации Африканского Единства и Евросоюза в 2000 году в Каире говорилось, что для выплаты только процентов по долгу бедные африканские государства должны вчетверо увеличить экспорт и отдавать всю выручку без остатка.

На фоне такого грабежа богатыми государствами бедных стран те подачки, которые первые время от времени выделяют вторым, выглядят даже не каплей в море, а чисто пропагандистским жестом. Как говорили на конференции ООН по развитию и борьбе с бедностью, прошедшей в 2002 году в Монтеррее, представители «третьего мира», подобная помощь – ничтожная толика от той дани, которой Запад облагает развивающиеся страны.

Закономерно, что при подобной «борьбе с бедностью» за пятилетие после конференции в Рио число людей, живущих в крайней бедности, по оценкам ООН, выросло на 300 миллионов, а к началу XXI века нищета в странах «третьего мира» охватывала уже 1,2 миллиарда человек. А разрыв между богатыми и бедными в планетарном масштабе вырос с 52 : 1 в 1985 году до 74 : 1 в конце 90-х.
Точно такие же результаты дала и «борьба с голодом». Конференция Всемирной продовольственной организации ООН выдвинула задачу, чтобы число людей, страдающих от голода, сократилось до 400 миллионов. Однако, как мы уже отмечали, оно выросло до 900 миллионов.

А в это время… В 1991 году США при поддержке союзников и с санкции ООН развязали войну против Ирака, а потом в течение десятилетия уже безо всяких санкций систематически его бомбили. Американские «миротворцы» убили несколько десятков тысяч человек в Сомали; бомбили боснийских сербов; обстреливали ракетами Судан. Затем последовали широкомасштабные военные действия США и сателлитов против Югославии, Афганистана, Ирака…

Военные акции проводились с чудовищной жестокостью. Их жертвами стали сотни тысяч мирных людей, были разрушены десятки тысяч жилых домов, многие объекты жизнеобеспечения и здравоохранения. В частности, в Югославии разбомбили больницу, в Афганистане – дом престарелых, в Ираке – Дом ребёнка, в охваченном болезнями Судане – единственную в стране фармацевтическую фабрику.
Очевидно, что главная цель этих акций не только в том, чтобы заменить неугодные Западу режимы на угодные, но и в том, чтобы вселить страх, парализующий волю к сопротивлению, во всех тех, чьё «стремление выжить» уже вошло в явное противоречие со «стремлением развитых стран сохранить свой уровень жизни». «Агрессор не просто завоёвывает куски планеты, - охарактеризовал суть таких действий Александр Зиновьев, - он уничтожает альтернативу».

Показательно, что осуществление такого курса правительства – сторонники «либерального» капитализма проводят в консенсусе с правительствами социал-демократической ориентации. Возникавшие иногда разногласия между ними носят не принципиальный, а частный характер.

И всё это инфернальное насилие – для того, чтобы утвердить такой мировой порядок, когда в одних странах многие миллионы людей ежегодно умирают от голода, а в других, как информировало радио Би-Би-Си, сотни тысяч людей – от последствий обжорства; когда в одних странах многие миллионы людей умирают от инфекционных болезней, хотя большинство из них, как следует из доклада Красного Креста, можно было спасти, если бы на здравоохранение каждого было потрачено по 5(пять) долларов, - а в других странах на рождественские подарки домашним животным тратится более 50 миллионов долларов.
Но Аурелио Печчеи, который предвидел, что богатые страны могут «в тщетной попытке отмежеваться от общей судьбы окопаться в оазисах относительной безопасности и благополучия», не зря назвал такую попытку тщетной. Потому что в такой системе будет идти не развитие человеческих качеств, а их полная деградация – и, соответственно, распространение в обществе всевозможных социальных патологий.

Это уже происходит в западном мире. Те симптомы, которые в нём в последние два десятилетия проявились со всей очевидностью – от девальвации духовных богатств художественной культуры и утраты ею нравственных ориентиров до широкого распространения и респектабилизации сексуальных извращений – сильно напоминают симптомы разложения Рима, подмеченные Петронием и описанные им в «Сатириконе».
Самая пора вспомнить, что могущественный и богатый древний Рим погиб не из-за каких-то экономических проблем, а из-за духовного вырождения. Этот финал уже явственно вырисовывается в недалёкой перспективе движения современного западного общества по его прежнему пути.

Но в свете событий 2003-2009 годов сама возможность создания оазисов «капиталистического процветания» кажется крайне маловероятной. С одной стороны, военное вторжение в Ирак убедительно доказало, что если у народа – жертвы агрессии есть твёрдая воля к сопротивлению, то самое сверхточное оружие не сможет принести победу. И подобные попытки установления глобальной диктатуры могут привести лишь к глобальному кровавому хаосу. С другой стороны, тяжёлый кризис капитализма, отчётливо проявившийся в 2008 году(хотя специалисты начали говорить о нём на несколько лет раньше), наглядно выявил всю иллюзорность «капиталистического процветания».

Таким образом, ход событий начала XXI века полностью подтвердил тезис Маркса об исторической обречённости капитализма – в любом его варианте. И вплотную встал вопрос: какие же социальные принципы и идеологические установки надо утвердить, чтобы человечество получило шанс на выход из тупика, в который его завёл капиталистический путь развития?
Если систематизировать идеи, которые во второй половине ХХ века высказывали западные специалисты – А. Швейцер, Э. Фромм, А. Печчеи, Я. Тинберген, Э. Шумахер, А. Кинг, Ч. Рейч, М. Стронг, У. Пальме и ряд других – получим:

идеологические установки – необходимо, чтобы люди обрели возвышенные идеалы, которые бы подняли их дух; чтобы человек научился чувствовать радость не от стяжательства, а от служения людям; чтобы он преодолел потребительское отношение к жизни, психологию вещизма; чтобы мотивацией работы стало духовное удовлетворение, а не материальное обогащение; чтобы человек преодолел сформированный западным образом жизни индивидуализм, осознал себя частичкой единого целого – человечества и ощутил личную ответственность за его будущее; основой отношений между людьми должны стать солидарность и сотрудничество, а не конкуренция…

социальные принципы – создание подлинно равноправного общества, в котором все обеспечиваемые системой блага предоставлялись бы всем без исключения членам общества, и каждый человек имел бы реально равные возможности для раскрытия заложенных в нём способностей, для свободного развития человека необходимо, в частности, освободить людей от давления насущных экономических проблем; для всего этого необходимо выравнивание уровней экономического развития и жизни в бедных и богатых странах, на первых порах наиболее развитые страны должны взять на себя ответственность за соблюдение интересов мира в целом даже в ущерб собственным интересам; высшей целью общества должно стать всестороннее развитие каждого человека; «демократия наблюдения»(т.е. буржуазная политическая демократия) должна смениться «демократией участия»(т.е. благо общества должно сделаться личным делом каждого человека)…

И абсолютно все учёные-гуманисты сходились в том, что категорическое условие оздоровления общества – изменение модели потребления, свойственной богатым странам: погоня за матблагами должна смениться ограничением материального потребления разумно достаточным.

Однако, более ли менее чётко обозначив цель, к которой необходимо стремиться, эти и другие специалисты не смогли столь же чётко определить пути её достижения. Некоторые считали, что прийти к её осуществлению можно средствами воспитания при сохранении системы капитализма. Скажем, профессор Йельского университета Ч. Рейч убеждал, что «нет оснований бороться против механизма, его можно сделать слугой человека» - человек «должен развить в себе другое сознание, как только он сделает это, механизм станет его рабом». Кое-кто даже предлагал «перевоспитать» транснациональные корпорации, чтобы они, проникшись ответственностью за судьбу человечества, превратились в инструмент гуманизации мира…

Но ведь те ложные установки человеческого сознания, о которых шла речь выше, возникли не сами собой, не в силу «природной порочности» человека – они порождение капиталистической системы. Как говорил на встрече министров иностранных дел неприсоединившихся государств в апреле 2009 года председатель Генеральной Ассамблеи ООН Мигель Д`Эското(заметим, по «основной профессии» священник, кардинал), эгоизм, алчность, социальная безответственность – это «антиценности капиталистической культуры». И при сохранении капиталистической системы гуманизировать сознание людей и общественное сознание в целом просто невозможно.

Другие специалисты – как, например, немецкий экономист Э. Шумахер, были убеждены в необходимости коренного изменения существующей системы. Но и они не указывали конкретной программы такого преобразования. Между тем, История знает ответ на этот вопрос. Его дал Сталин своим проектом построения нового общества.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 24.06.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ - Виктор ВАСИЛЕНКО
СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники