КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ :: Виктор ВАСИЛЕНКО
СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО
СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ





Виктор Василенко


Прообраз будущего

3

Маркс, как мы уже говорили, видел цель преобразований общества в создании такой системы, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа». Сталин, ещё задолго до Октябрьской революции, писал, ссылаясь на Маркса, что надо «так устроить окружающий мир, чтобы человек познавал в нём истинно-человеческое, чтобы он привыкал в нём воспитывать в себе человеческие свойства».

Не раз, однако, доводилось встречать мнение, будто Сталин упрощённо понимал принцип «Бытие определяет сознание», будто он абсолютизировал роль социально-экономического фактора и потому, концентрируя внимание на материальной сфере, не уделял должного внимания духовному развитию общества.

Действительно, если посмотреть его статьи и выступления 20-30-х годов, мы убедимся, что основное внимание уделяется созданию экономического фундамента социализма, внутренней политике, международному положению, проблемам партийной жизни. Но это ещё не значит, что Сталин недооценивал духовной составляющей строительства социализма.

Сталин не раз вполне определённо высказывался по этому поводу. В 1920 году в статье в «Правде» он ясно определил свою позицию: «Невежество и темнота – самый опасный враг Советской власти». Несколько позже, выступая на съезде народов Терской области, говорил, что начинать развитие горцев необходимо «прежде всего с устройства школ и культурно-просветительных учреждений». Летом 1923 года Сталин на совещании ответственных работников республик СССР заявил: «Ты хочешь сделать передовой свою страну в смысле поднятия её государственности – подымай грамотность населения, подымай культуру своей страны – остальное приложится». И от этой линии он не отходил никогда. На XV съезде ВКП(б), где определялись основные задачи ближайшего этапа строительства социализма, Сталин подчеркнул, что одна из наиболее важных задач партии: «Усилить борьбу за культурный подъём рабочего класса и трудящегося крестьянства».

Необходимо заметить, что Советская власть уделяла большое внимание развитию культуры, начиная с первых даже не лет, а месяцев после революции. В годы гражданской войны были созданы детская музыкальная школа(впоследствии имени Игумнова), первая в мире Госкиношкола, целый ряд театров, в том числе и Большой драматический театр в Петрограде и 3-я студия МХАТ(будущий театр имени Вахтангова). Английский писатель Герберт Уэллс, побывавший в Советской России в 1920 году, далеко не всё принял из происходящего в нашей стране, но был потрясён отношением новой власти к культуре: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке. В Англии и Америке выпуск серьёзной литературы по доступным ценам фактически прекратился сейчас «из-за дороговизны бумаги». Духовная пища английских и американских масс становится всё более скудной и низкопробной, и это нисколько не трогает тех, от кого это зависит. Большевистское правительство, во всяком случае, стоит на большей высоте. В умирающей от голода России сотни людей работают над переводами; книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу».

При этом большевистское правительство видело в развитии культуры не самоцель, а средство духовного возвышения народа. Представитель президента США Уильям Буллит, который, заметим, в отличие от Уэллса, был отнюдь не из числа друзей Советской страны, информировал в своём отчёте о положении в России 1919 года: «Советская власть, по-видимому, в полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет… Что касается театров, оперы и балета, то единственное их отличие от прежнего заключается в том, что они находятся под управлением Комиссариата просвещения, который предпочитает классиков и смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможности посещать представления, и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения… Достижения Комиссариата просвещения, руководимого Луначарским, очень значительны: все русские классики переизданы в количестве от трёх до пяти миллионов экземпляров и продаются населению по низким ценам… Во многих бывших дворцах открыты рабочие клубы… В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи…».

В условиях тяжелейшей разрухи были созданы Государственные музеи-заповедники «Ясная поляна» и «Михайловское», музеи Достоевского в Старой Руссе, Пушкина в Гурзуфе, Скрябина в Москве и т.д. Начали действовать как музеи Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Иверский монастырь. Велась реставрация ансамбля Регистан в Самарканде.

При Сталине этот курс на поддержку культуры и приобщение к ней как можно более широких масс народа был продолжен. Достаточно сказать, что за 1933-1938 годы национальный доход страны возрос в 2,16 раз, - а государственные ассигнования на социально-культурные нужды возросли в 6 раз!
Во всех областях художественной культуры – музыке, литературе, изобразительном искусстве, театре, киноискусстве – во второй половине 20-х – 30-е годы происходил мощный подъём творческой активности. Многие выдающиеся мастера дореволюционного времени(вот лишь несколько из длинного списка фамилий: М.Н. Ермолова, В.Р. Гардин, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Я.А. Протазанов, Р.М. Глиер, А.В. Александров, М.Ф. и Е.Ф.Гнесины, А.И. Дмитриев, И.И. Бродский, Н.Н. Асеев, А.Н. Толстой…) плодотворно сотрудничали с молодыми талантами, расцветшими уже в советское время.
В «перестроечные» годы новомышленцы обвинили художественную культуру сталинского периода в том, что она была подчинена целям пропаганды, насаждала классовые ценности, нивелировала творцов.

Начну с последнего. Вот, что писал о советском кино сталинских лет один из наиболее авторитетных историков кино Жорж Садуль: «Стиль, темперамент и темы четырёх величайших мастеров(имеются в виду Эйзенштейн, Пудовкин, Вертов и Довженко)… поражают прежде всего их полной противоположностью». А ведь в то время успешно работали ещё и Ромм, Козинцев, Юткевич, Медведкин, «братья» Васильевы. А разве «нивелированы» стили Багрицкого и Исаковского, Рыльского и Твардовского, Симонова и Паустовского, Леонова и Фадеева? А в музыке – какое богатство имён композиторов дало то время: Шостакович, Кабалевский, Хачатурян, Караев, Дунаевский, Гаджибеков,Соловьёв-Седой…

Бесспорно, значительная часть произведений того времени посвящена революции, строительству социализма, формированию нового человека. Но из этого вовсе не следует, будто «сталинизм» подавлял волю художников. Актёр Борис Андреев, уже в 70-е годы, когда заходила речь об основной теме его творчества, говорил, что ближе всего ему всегда была тема строительства социалистического общества. Актёр Игорь Горбачёв в интервью 2002 года утверждал, что своим искусством «боролся за Советскую власть». Народный художник СССР Лев Кербель в постсоветские годы подтверждал: «Социальный заказ того времени совпадал с потребностью моей души».

И ведь художественная культура сталинского периода отнюдь не ограничивалась современной и революционной тематикой. Стремление некоторых чрезмерно «революционных» деятелей «сбросить классику с корабля современности» у Сталина(как прежде у Ленина) поддержки не находило, и классика занимала вполне достойное место в культурной жизни общества. Взять, к примеру, «Библиотечку журнала «Красноармеец». Казалось бы, уже где-где, но в ней приоритет должны иметь произведения в духе коммунистической пропаганды. А что же выходило в этой серии? Вот несколько выпусков подряд: сказы Бажова, рассказы Брет-Гарта, рассказы Станюковича, новеллы О`Генри, главы из Швейка Гашека, рассказы Чехова.

В постсоветское время многие «демократы», правые «патриоты» и даже кое-кто из сторонников левой оппозиции пытаются связать заметное усиление «русского духа» в художественной культуре с неудачами первого этапа Великой Отечественной войны. «Когда война поставила вопрос о выживании русского народа и существовании государства,.. русская история и национальная культура из объектов глумления вдруг превратились в объект почитания, вернулись на своё законное место», - вот их общая точка зрения. Только одни, - как митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн(Снычев), - говорили это с одобрением Сталина, а другие – как, например, кое-кто из членов жюри конкурса «Имя Россия» – с издёвкой, пытаясь это выдать чуть ли не за признание провала сталинского проекта строительства нового общества.

Но ведь это утверждение элементарно не соответствует действительности. Усиление «русского духа» в культурной жизни страны произошло намного раньше. Художественный руководитель оркестра русских народных инструментов им. Осипова Николай Калинин рассказывал, что в середине 30-х годов «внимание к народной музыке было исключительным» и это вызвало «могучий всплеск искусства народной музыки». Оркестр, созданный Б. Трояновским и П. Алексеевым, тогда получил статус Государственного оркестра Союза ССР, были образованы ансамбль под руководством Игоря Моисеева, хор Свешникова, ряд других коллективов. Повсюду проходили олимпиады народной музыки – как правило на стадионах. «Такие концерты были поистине всенародными праздниками», - вспоминал Калинин уже в постсоветские годы.
В 1995 году в передаче на Радио-1 говорилось, что в 30-40-е годы русская классика была чрезвычайно популярна у народа; Чайковский был не менее любим, чем Дунаевский, и арии из «Евгения Онегина» люди пели как песни.

В 1938 году был поставлен фильм «Александр Невский», примерно тогда же были созданы фильмы «Пётр I», «Минин и Пожарский», несколько позже, но ещё до войны – «Суворов».
А чего стоит запрет в 1936 году спектакля Камерного театра «Богатыри» - за глумление над Крещением Руси.

Английский исследователь Д. Уолден констатировал: «В своём русском варианте марксизм был сопряжён с уважением к национальной культуре». Тем не менее, деминтеллигенты стремятся убедить нас в том, будто широкое распространение русской классики в 30-40-е годы было неким спонтанным процессом, идущем независимо от воли политического руководства страны. Скажем, писатель Алесь Адамович, когда он уже сделался одним из «прорабов перестройки», говорил: «НЕСМОТРЯ НА ВЕСЬ СТАЛИНИЗМ(выделено мной – В.В.), наше поколение было воспитано на гуманистической русской классике – на «Муму», на Пушкине, на Толстом, на Чехове». А кое-кто пытается выдать этот процесс вообще за противостояние деятелей культуры «директивам наглеющей сталинщины»(д-р В. Блок).

Однако разве можно было, скажем, в обход «директив» устроить в 1937 году Всесоюзный год Пушкина? Разве можно было при той системе кинопроизводства, запустить сразу несколько не просто исторических фильмов, но фильмов, главными героями которых были царь, князья, граф? Нет, -усиление «русского духа» - это, бесспорно, был именно курс власти.

Композитор Дмитрий Шостакович в статье, написанной в 1975 году, незадолго до смерти, писал о годах войны: «Вспоминая их, вновь и вновь поражаюсь тому, какой насыщенной, несмотря на тяготы и лишения военного времени, была духовная жизнь нашего общества».

И действительно. Вот только несколько примёров, подтверждающих это. В декабре 1941 года в Эрмитаже было торжественно отмечено 500-летие Алишера Навои. В Москве достаточно многие артисты не уехали в эвакуацию, и осенью 1941 года, когда враг находился в нескольких десятков километров от столицы, здесь открылся театральный сезон. Действовали театры и в блокадном Ленинграде. А в 1942 году именно здесь состоялось первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича.В 1943 году в Москве было организовано торжество, посвящённое 20-летию квартета им. Бетховена, в том же году в столице была празднично проведена «книжкина неделя» для детей. В 1944 году в Новосибирске открылся новый оперный театр, а в недавно освобождённом от немцев Чугуеве к 100-летию со дня рождения Репина был установлен памятник художнику…

Продолжалась концертная деятельность. Причём, как вспоминал Курт Зандерлинг, бывший в годы войны заместителем Евгения Мравинского, политических ограничений репертуара почти не существовало: «Исполняли всё, что угодно: от Баха до Стравинского. Разве что Рихард Штраус был тогда запрещён, да отчасти Вагнер и Брюкнер». Лев Кербель вспоминал, что в годы войны только Центральный дом работников искусств организовал более 17-и тысяч концертов – преимущественно, на фронтах; были поездки артистов и в блокадный Ленинград. А чего стоит факт, о котором рассказал ставший в послевоенные годы известным поэтом Николай Старшинов: в 1943 году организовывали семинары поэтов-фронтовиков – не поэтов, прикомандированных к политотделам фронтов, а тех, которых созывали на семинар с передовой. Потом стихи, которые они читали на семинаре, были опубликованы в газетах.
А как же нормативность в сфере художественной культуры? Была, спорить, не приходится. И она, по моему убеждению, принесла немало вреда, препятствуя порой подлинным художникам в полной мере реализовать свой творческий потенциал, и в то же время благоприятствуя творцам, готовым «откликнуться» на любое указание сверху.

Но, знаете, перечитывая в последние годы материалы знаменитого совещания деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) в 1948 году, на котором очень жёсткой критике были подвергнуты некоторые композиторы, я уже не оцениваю этот разнос столь однозначно, как в советское время. Да, резкий, порой почти оскорбительный тон «выговора» я и сегодня считаю непозволительным. Но теперь, когда мы убедились, что безграничная свобода творцов привела российскую художественную культуру к полной потере эстетических, этических, нравственных ориентиров и превратила из средства духовного возвышения народа в средство духовного растления, упрёки, сделанные некоторым композиторам я считаю по существу справедливыми. Кстати, главным упрёком был, как раз, отход от той «столбовой дороги» нашей художественной культуры, которую проложили русские мастера-классики.

И не стоит выдавать разгром некоторых произведений за расправу над людьми, как это нередко делают нынешние деминтеллигенты. Так, Дмитрий Шостакович, которому на том совещании изрядно досталось за оперу «Леди Макбет Мценского уезда»(замечу, что к тому варианту оперы композитор не вернулся и в хрущёвские годы – так, что, видимо, кое с чем из той критики он внутренне согласился), через год получил очередную, четвёртую, Сталинскую премию, ещё через год – пятую.

Но в любом случае издержки и перегибы, допущенные на пути культурного строительства, не должны заслонять достигнутых на нём свершений. А они столь велики, что выдающийся французский поэт Поль Валери назвал советскую культуру «третьим чудом» - вслед за культурой Античности и Возрождения.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 30.06.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ - Виктор ВАСИЛЕНКО
СТАЛИНСКИЙ ПРОЕКТ: НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ, НО И ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники