Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»
«БУКВА УБИВАЕТ, ДУХ ЖИВОТВОРИТ»
Виктор ВАСИЛЕНКО
Г. Белгород
С
конца 80-х годов – опять-таки под лозунгом «возвращения в русло мировой
цивилизации» - нам весьма настойчиво и даже агрессивно предлагают в качестве
средства духовного возвышения людей и общества христианскую религию. Однако у
любого сколько-нибудь образованного и непредвзятого человека возникает законный
вопрос: если это действительно путь к нравственному совершенствованию, то
почему за полторы с лишним тысячи лет господства христианской религии на
достаточно большой части планеты не удалось достичь в этом ощутимых
результатов? Почему столько мрачных страниц истории человечества написаны
истово верующими – «именем Бога и во имя Его»? Почему, наконец, в годы нынешних
«реформ», когда в нашей стране Церковь получила неограниченные возможности для
усиления своего влияния, когда гигантские средства истрачены и продолжают
тратиться на восстановление храмов и сооружение новых, нравственные устои
общества не только не укрепились, а, напротив, катастрофически разрушаются?
Вместе с тем, вывод, что
христианство – не путь Добра, а путь Зла, был бы поспешным. Вопрос куда более
сложный. Невозможно отрицать, что Христос действительно выдвинул
основополагающие принципы «очеловеченного» существования: приоритет духовных
ценностей и приоритет общих интересов, пренебрежение погоней за материальными
благами, бескорыстие, готовность к личным жертвам ради блага других, стойкость
в сохранении человеческой истинности.
Осуществление человеком этих принципов
– это с позиции учения Христа и есть построение в своей душе Царства Божия –
ведь Христос прямо говорил: «Царство Божие внутрь вас есть». И потому Павел
призывал «отложить прежний образ жизни ветхого человека, обновиться духом ума
вашего и облечься в нового человека».
Утверждение принципов учения
Христа в жизни людей создало бы условия для духовного возвышения человечества и
для возникновения общества, в котором бы все «любовью служили друг другу».
Однако «весь цивилизованный мир» и во времена Христа жил по совершенно иным
нормам. Закономерно, что он весьма недоброжелательно отнёсся к тем, кто
покушался на богатство, собственность, социальное неравенство. «Если бы вы были
от мира, то мир любил бы своё, а как вы не от мира, поэтому ненавидит вас мир»,
- говорил Христос Своим ученикам. – «Меня (мир) ненавидит, потому что Я
свидетельствую о нём, что дела его злы».
Достаточно скоро после гибели
Христа руководители и идеологи церкви стали искать возможность утвердить
христианство как официально признанную религию в обществе, основанном на тех
самых принципах, против которых выступал Христос. И они предпочли не
свидетельствовать, что дела его злы, а как сказал Эразм Роттердамский, «льстить
словами Евангелия болезням души».
Вместо того, чтобы стремиться с
помощью учения Христа изменить нравы мира, они приспособились к миру,
трансформировав христианскую религию в соответствии с господствовавшими
социально-экономическими отношениями.
Уже некоторые из апостолов – в
том числе и провозвестник духовной свободы Павел – выступили с проповедью
социального конформизма. «Всякая душа да будет покорна властям», - взывал
Павел. – «Рабы, повинуйтесь господам (своим)… как Христу». Как соотнести это с
его же призывом «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не
подвергайтесь опять игу рабства»? Да, разумеется, Павел имеет в виду прежде
всего свободу духовную. Но может ли человек быть духовно свободным, если душа
его покорна господам?
В
IV
веке – со времени папы Сильвестра и римского
императора Константина Великого – компромисс между христианской церковью и
мирской властью сменился самым тесным союзом. Руководители церкви, откровенно
пренебрегши принципом, завещанным Христом Своим последователям «Вы знаете, что
князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют над ними. Но между
вами да не будет так», объявили мирскую власть со всеми её антихристианскими
порядками христианской и стали именовать императора «святейшим и благословенным
Богом».
Думается, закономерно, что в том
же
IV
веке на Никейском соборе были приняты догматы
«Символа веры». Именно они и другие положения, выдвинутые «отцами» церкви, а не
принципы и приоритеты учения Христа стали основой религиозного культа
христианства. Причём, их надо было воспринимать как «букву» - слепо и
неукоснительно. Стремление человека своим умом постичь учение Христа церковью
отнюдь не поощрялось. Скажем, работы одного из крупнейших христианских
философов Эразма Роттердамского были включены в «Индекс запрещённых книг» как
работы автора «проклятого по первому классу». И это пример скорее типичный,
нежели исключительный. Как отмечал Лев Толстой, фактически попал в число
запрещённых авторов и Христос: Нагорная проповедь была у православных исключена
из чтений евангельских в церквах, а католичество вообще запрещало чтение
Евангелия.
Характерный штрих: служители
культа именуют свою «паству» рабами Божьими. Хотя апостол Павел совершенно
иначе относился к людям принявшим учение Христа: он считал, что они приняли Дух
усыновления. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А
если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу».
Очевидно, что именно осознание
себя сыном Божьим и сонаследником Христу стимулирует христианина к духовному
возвышению и нравственному очищению, поскольку такое осознание накладывает
огромную ответственность. «Подумайте о том, чьи вы сыны! Вы созданы не для
животной доли, но к доблести и знанью рождены!», - писал Данте. У раба же
подобного стимула быть не может; ведь он не чувствует моральной ответственности
перед хозяином – только страх перед наказанием с его стороны. А страх не в
состоянии возвысить душу.
Начав
отход от принципов и приоритетов учения Христа, церковь со временем
«благословила» почти все основные устои того мира, который обличал Христос.
Показательна в этом отношении энциклика папы Римского Льва
XIII
«О новых вещах». В ней глава католической Церкви
обрушивается на идеи равенства и обобществления частной собственности. Зато
прямо и открыто поддерживает авторитетом Церкви стремление к «приумножению
имущества» (иначе говоря, алчность) как главный стимул деятельности людей.
Поддерживает он и сословие богатых. От имени Церкви папа «никому не велит
обращать в помощь другим того, что ему (богатому – В.В.)
необходимо для себя, что необходимо для
поддержания соответствующего его сословию положения».
Для того, чтобы «льстить» таким
болезням души, папа, вероятно, не смог найти в Евангелиях подходящих слов. Во
всяком случае, он не приводит НИ ОДНОГО высказывания Христа в поддержку своей
позиции по вопросам частной собственности и богатства, а оперирует тезисами
Ветхого Завета, некоторых своих предшественников, Фомы Аквинского, ссылками на
обычаи.
Таким образом, одновременно с
утверждением христианского
культа,
основанного на поклонении «букве» религии, терялся дух учения Христа. Но прав
был Павел, говоря о Новом Завете: «Буква убивает, дух животворит». И церковь
вместо того, чтобы возвысить души людей, сама пала настолько низко, что
доходила до таких диких извращений, как торговля индульгенциями (отпущением
грехов); что именем Христа творились жуткие злодеяния. Неслучайно, видимо, что
именно в странах с господством христианской религии вызрела капиталистическая
система, о которой религиозный философ Николай Бердяев писал, что «она могла
возникнуть только в обществе, которое окончательно отвернулось от неба».
Сегодня
отпущением грехов столь откровенно не торгуют (хотя можно вспомнить, например,
шокирующее сообщение прессы, что в знаменитых пещерах Псковско-Печорского
монастыря, где покоились праведники, в 90-е годы похоронили крупного деятеля
преступного мира, который щедро жертвовал на церковь); и костры инквизиции не
пылают (хотя убийств по религиозным мотивам по-прежнему совершается
предостаточно – вспомним, например, Ольстер). Но это ещё вовсе не означает
возвращения к духу христианского учения. В изданной в 90-е годы ХХ века в США
Библии есть своего рода «краткий курс», послесловие «Чему учил Иисус Христос».
В нём, главным образом, варьируется тезис «Верующий в Меня не умрёт вовек»; ни
один из принципов истинно человеческого бытия, которые проповедовал Христос,
здесь вообще не упоминается.
Эти принципы обходятся молчанием
и в «Основах православной веры» (Минск,
Очевидно, что при культовой
религиозности духовное совершенствование перестаёт быть для человека главной
целью: ею оказывается стремление обеспечить себе покровительство Бога в жизни
этой и привилегии в жизни Иной. То есть, как резонно заметил философ Уильям Джемс,
такая религиозность имеет сугубо материальную сущность. Более того, обретение
духовности не является тут и средством достижения этой цели – им становится
выполнение обрядов.
Не о таких ли «праведниках»
Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность
чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды».
«Внешняя» праведность –
праведность в соблюдении лишь буквы религиозного культа – может обернуться
страшным злом. Такой «праведник» не имеет нравственной основы, которую создаёт
только дух учения Христа, и при этом считает любые свои действия оправданными,
поскольку творит их «именем Бога и во имя Его».
Яркие примеры проявления
подобной «праведности» можно найти в романе Сенкевича «Потоп». Вот один из многих
подобных. Сенкевич пишет о Кмицице, осуществляющем карательную экспедицию в
Княжескую Пруссию: «В душе его царило спокойствие, ибо то была не польская
кровь, да вдобавок ещё и еретическая… И потому он спокойно творил молитву,
перебирая чётки при зареве пылающих немецких селений; если же порой крики
казнимых сбивали его со счёта, он начинал сначала, дабы НЕ ОТЯГОЩАТЬ ДУШУ
ГРЕХОМ НЕБРЕЖЕНИЯ К СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ» (выделено мной – В.В.).
Подобные «праведники» уничтожали
бесценные сокровищницы человеческой культуры (вспомним судьбу Александрийской
библиотеки, императорской библиотеки в Риме, библиотеки храма майя в Мексике),
организовывали убийства тысяч инакомыслящих, а зачастую и совершенно случайных
людей (так, в
XVI
-
XVII
веках жертвами охоты на ведьм стало около миллиона
человек), крестили огнём и мечом. Как тут не вспомнить, что и самого Христа
обрекли на смерть тоже «праведники»: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было
утро; и они не вошли, чтобы не оскверниться» - претор ведь был язычником.
Итак, содержащиеся в учении
Христа фундаментальные приоритеты и принципы, нравственный идеал подлинно
человеческого бытия – это основа жизненных принципов «Человека очеловеченного».
В то же время христианский культ – религия, вполне удовлетворяющая «Человека
потребляющего», который вовсе не намерен следовать выдвинутым Христом принципам
существования. Для него это возможность, не отказываясь от погони за матблагами
в мире этом, приобрести ещё и блага в мире Ином. Соответственно, меняется и
отношение к Богу. Из носителя, как писал Эразм Роттердамский, «духа
наичистейшего», того духовного начала, к которому должен стремиться человек, Он
превращается, по меткому замечанию Эриха Фромма, в «Генерального директора
акционерного общества «Вселенная», к коему следует относиться как к партнёру по
бизнесу.