КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? :: Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»
«БУКВА УБИВАЕТ, ДУХ ЖИВОТВОРИТ»

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»
«БУКВА УБИВАЕТ, ДУХ ЖИВОТВОРИТ»





Виктор ВАСИЛЕНКО
Г. Белгород



С конца 80-х годов – опять-таки под лозунгом «возвращения в русло мировой цивилизации» - нам весьма настойчиво и даже агрессивно предлагают в качестве средства духовного возвышения людей и общества христианскую религию. Однако у любого сколько-нибудь образованного и непредвзятого человека возникает законный вопрос: если это действительно путь к нравственному совершенствованию, то почему за полторы с лишним тысячи лет господства христианской религии на достаточно большой части планеты не удалось достичь в этом ощутимых результатов? Почему столько мрачных страниц истории человечества написаны истово верующими – «именем Бога и во имя Его»? Почему, наконец, в годы нынешних «реформ», когда в нашей стране Церковь получила неограниченные возможности для усиления своего влияния, когда гигантские средства истрачены и продолжают тратиться на восстановление храмов и сооружение новых, нравственные устои общества не только не укрепились, а, напротив, катастрофически разрушаются?

                Вместе с тем, вывод, что христианство – не путь Добра, а путь Зла, был бы поспешным. Вопрос куда более сложный. Невозможно отрицать, что Христос действительно выдвинул основополагающие принципы «очеловеченного» существования: приоритет духовных ценностей и приоритет общих интересов, пренебрежение погоней за материальными благами, бескорыстие, готовность к личным жертвам ради блага других, стойкость в сохранении человеческой истинности.

                Осуществление человеком этих принципов – это с позиции учения Христа и есть построение в своей душе Царства Божия – ведь Христос прямо говорил: «Царство Божие внутрь вас есть». И потому Павел призывал «отложить прежний образ жизни ветхого человека, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека».

                Утверждение принципов учения Христа в жизни людей создало бы условия для духовного возвышения человечества и для возникновения общества, в котором бы все «любовью служили друг другу». Однако «весь цивилизованный мир» и во времена Христа жил по совершенно иным нормам. Закономерно, что он весьма недоброжелательно отнёсся к тем, кто покушался на богатство, собственность, социальное неравенство. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё, а как вы не от мира, поэтому ненавидит вас мир», - говорил Христос Своим ученикам. – «Меня (мир) ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы».

                Достаточно скоро после гибели Христа руководители и идеологи церкви стали искать возможность утвердить христианство как официально признанную религию в обществе, основанном на тех самых принципах, против которых выступал Христос. И они предпочли не свидетельствовать, что дела его злы, а как сказал Эразм Роттердамский, «льстить словами Евангелия болезням души».

                Вместо того, чтобы стремиться с помощью учения Христа изменить нравы мира, они приспособились к миру, трансформировав христианскую религию в соответствии с господствовавшими социально-экономическими отношениями.

                Уже некоторые из апостолов – в том числе и провозвестник духовной свободы Павел – выступили с проповедью социального конформизма. «Всякая душа да будет покорна властям», - взывал Павел. – «Рабы, повинуйтесь господам (своим)… как Христу». Как соотнести это с его же призывом «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»? Да, разумеется, Павел имеет в виду прежде всего свободу духовную. Но может ли человек быть духовно свободным, если душа его покорна господам?

                В IV веке – со времени папы Сильвестра и римского императора Константина Великого – компромисс между христианской церковью и мирской властью сменился самым тесным союзом. Руководители церкви, откровенно пренебрегши принципом, завещанным Христом Своим последователям «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют над ними. Но между вами да не будет так», объявили мирскую власть со всеми её антихристианскими порядками христианской и стали именовать императора «святейшим и благословенным Богом».

                Думается, закономерно, что в том же IV веке на Никейском соборе были приняты догматы «Символа веры». Именно они и другие положения, выдвинутые «отцами» церкви, а не принципы и приоритеты учения Христа стали основой религиозного культа христианства. Причём, их надо было воспринимать как «букву» - слепо и неукоснительно. Стремление человека своим умом постичь учение Христа церковью отнюдь не поощрялось. Скажем, работы одного из крупнейших христианских философов Эразма Роттердамского были включены в «Индекс запрещённых книг» как работы автора «проклятого по первому классу». И это пример скорее типичный, нежели исключительный. Как отмечал Лев Толстой, фактически попал в число запрещённых авторов и Христос: Нагорная проповедь была у православных исключена из чтений евангельских в церквах, а католичество вообще запрещало чтение Евангелия.

                Характерный штрих: служители культа именуют свою «паству» рабами Божьими. Хотя апостол Павел совершенно иначе относился к людям принявшим учение Христа: он считал, что они приняли Дух усыновления. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу».

                Очевидно, что именно осознание себя сыном Божьим и сонаследником Христу стимулирует христианина к духовному возвышению и нравственному очищению, поскольку такое осознание накладывает огромную ответственность. «Подумайте о том, чьи вы сыны! Вы созданы не для животной доли, но к доблести и знанью рождены!», - писал Данте. У раба же подобного стимула быть не может; ведь он не чувствует моральной ответственности перед хозяином – только страх перед наказанием с его стороны. А страх не в состоянии возвысить душу.

                 Начав отход от принципов и приоритетов учения Христа, церковь со временем «благословила» почти все основные устои того мира, который обличал Христос. Показательна в этом отношении энциклика папы Римского Льва XIII «О новых вещах». В ней глава католической Церкви обрушивается на идеи равенства и обобществления частной собственности. Зато прямо и открыто поддерживает авторитетом Церкви стремление к «приумножению имущества» (иначе говоря, алчность) как главный стимул деятельности людей. Поддерживает он и сословие богатых. От имени Церкви папа «никому не велит обращать в помощь другим того, что ему (богатому – В.В.)    необходимо для себя, что необходимо для поддержания соответствующего его сословию положения».

                Для того, чтобы «льстить» таким болезням души, папа, вероятно, не смог найти в Евангелиях подходящих слов. Во всяком случае, он не приводит НИ ОДНОГО высказывания Христа в поддержку своей позиции по вопросам частной собственности и богатства, а оперирует тезисами Ветхого Завета, некоторых своих предшественников, Фомы Аквинского, ссылками на обычаи.

                Таким образом, одновременно с утверждением христианского   культа, основанного на поклонении «букве» религии, терялся дух учения Христа. Но прав был Павел, говоря о Новом Завете: «Буква убивает, дух животворит». И церковь вместо того, чтобы возвысить души людей, сама пала настолько низко, что доходила до таких диких извращений, как торговля индульгенциями (отпущением грехов); что именем Христа творились жуткие злодеяния. Неслучайно, видимо, что именно в странах с господством христианской религии вызрела капиталистическая система, о которой религиозный философ Николай Бердяев писал, что «она могла возникнуть только в обществе, которое окончательно отвернулось от неба».

Сегодня отпущением грехов столь откровенно не торгуют (хотя можно вспомнить, например, шокирующее сообщение прессы, что в знаменитых пещерах Псковско-Печорского монастыря, где покоились праведники, в 90-е годы похоронили крупного деятеля преступного мира, который щедро жертвовал на церковь); и костры инквизиции не пылают (хотя убийств по религиозным мотивам по-прежнему совершается предостаточно – вспомним, например, Ольстер). Но это ещё вовсе не означает возвращения к духу христианского учения. В изданной в 90-е годы ХХ века в США Библии есть своего рода «краткий курс», послесловие «Чему учил Иисус Христос». В нём, главным образом, варьируется тезис «Верующий в Меня не умрёт вовек»; ни один из принципов истинно человеческого бытия, которые проповедовал Христос, здесь вообще не упоминается.

                Эти принципы обходятся молчанием и в «Основах православной веры» (Минск, 1990 г.). Зато здесь весьма много места уделено правилам исполнения обрядов религиозного культа, которые в учении Христа не имеют сколько-нибудь существенного значения. Отношение Иисуса к «букве» культа ёмко выражено Его фразой «Суббота для человека, а не человек для субботы» (напомню, что культовый характер субботы определён одной из десяти Заповедей).

                Очевидно, что при культовой религиозности духовное совершенствование перестаёт быть для человека главной целью: ею оказывается стремление обеспечить себе покровительство Бога в жизни этой и привилегии в жизни Иной. То есть, как резонно заметил философ Уильям Джемс, такая религиозность имеет сугубо материальную сущность. Более того, обретение духовности не является тут и средством достижения этой цели – им становится выполнение обрядов.

                Не о таких ли «праведниках» Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды».  

                «Внешняя» праведность – праведность в соблюдении лишь буквы религиозного культа – может обернуться страшным злом. Такой «праведник» не имеет нравственной основы, которую создаёт только дух учения Христа, и при этом считает любые свои действия оправданными, поскольку творит их «именем Бога и во имя Его».

                Яркие примеры проявления подобной «праведности» можно найти в романе Сенкевича «Потоп». Вот один из многих подобных. Сенкевич пишет о Кмицице, осуществляющем карательную экспедицию в Княжескую Пруссию: «В душе его царило спокойствие, ибо то была не польская кровь, да вдобавок ещё и еретическая… И потому он спокойно творил молитву, перебирая чётки при зареве пылающих немецких селений; если же порой крики казнимых сбивали его со счёта, он начинал сначала, дабы НЕ ОТЯГОЩАТЬ ДУШУ ГРЕХОМ НЕБРЕЖЕНИЯ К СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ» (выделено мной – В.В.).

                Подобные «праведники» уничтожали бесценные сокровищницы человеческой культуры (вспомним судьбу Александрийской библиотеки, императорской библиотеки в Риме, библиотеки храма майя в Мексике), организовывали убийства тысяч инакомыслящих, а зачастую и совершенно случайных людей (так, в XVI - XVII веках жертвами охоты на ведьм стало около миллиона человек), крестили огнём и мечом. Как тут не вспомнить, что и самого Христа обрекли на смерть тоже «праведники»: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли, чтобы не оскверниться» - претор ведь был язычником.

                Итак, содержащиеся в учении Христа фундаментальные приоритеты и принципы, нравственный идеал подлинно человеческого бытия – это основа жизненных принципов «Человека очеловеченного». В то же время христианский культ – религия, вполне удовлетворяющая «Человека потребляющего», который вовсе не намерен следовать выдвинутым Христом принципам существования. Для него это возможность, не отказываясь от погони за матблагами в мире этом, приобрести ещё и блага в мире Ином. Соответственно, меняется и отношение к Богу. Из носителя, как писал Эразм Роттердамский, «духа наичистейшего», того духовного начала, к которому должен стремиться человек, Он превращается, по меткому замечанию Эриха Фромма, в «Генерального директора акционерного общества «Вселенная», к коему следует относиться как к партнёру по бизнесу.

               





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 2.03.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? - Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»
«БУКВА УБИВАЕТ, ДУХ ЖИВОТВОРИТ»

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники