ЧТО ПОГУБИЛО СОВЕТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ?
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород
Советский социалистический «эксперимент» был попыткой не только создать экономику, основанную на кардинально иных принципах, нежели капиталистическая, но и воплотить в жизни принципы коммунистической идеологии.
Главную цель коммунистических
преобразований Маркс и Энгельс видели в создании такой системы, которая
«производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством
его существа», в которой каждый человек может «совершенно свободно развивать и
применять свои способности и силы».
Упразднение частной
собственности Маркс рассматривал, прежде всего, как условие, необходимое для
«подлинного присвоения человеческой сущности человеком». Труд с позиции
марксистского учения о коммунизме должен вернуть себе «человеческую функцию» -
должен из средства зарабатывания денег превратиться в способ реализации
человеческого потенциала, стать духовной потребностью человека.
Важным шагом к раскрытию
подлинно человеческой природы Маркс считал «возвращение человека к себе как к
человеку общественному» - т.е. преодоление выработанного капиталистической
системой индивидуализма.
Очевидно, что эти принципы в
сущности целиком соответствуют базовым ценностям и ориентирам «Человека
очеловеченного». И, несмотря на ошибки и перегибы, порой трагические, в
Советском Союзе было немало сделано для реального утверждения этих принципов в
сознании людей и общественном сознании в целом. Это принесло потрясающие
результаты. Философ Александр Зиновьев, высланный в 70-е годы из СССР за
критическое отношение к советской действительности, уже в эмиграции утверждал,
что поколение 30-х годов «в общем и целом исповедовало систему ценностей
идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лучшие представители
человеческого рода. В этой системе доминировали высшие моральные и духовные
ценности».
Очень высоко оценивали
духовный потенциал советского социалистического общества и многие западные
интеллигенты – в том числе и те, которые к политическому строю СССР относились
без симпатий. Итальянский режиссёр Федерико Феллини говорил: «Когда я был в
Советском Союзе, я прежде всего ощущал христианское чувство бытия». Швейцарский
писатель Фридрих Дюрренматт выразился так: «Духовность – сильнейшее оружие
России». А некоторые в Советском Союзе видели надежду на духовную поддержку
западной цивилизации. Французский литератор Ален Боске так прямо и говорил: «Вы
– наша надежда». Польский режиссёр Кшиштоф Занусси, чьи политические симпатии в
то время принадлежали антисоциалистической и антисоветской «Солидарности», тем
не менее, заявил: «Как человек Запада я понимаю, что у вас огромные духовные
запасы и, благодаря этому вы сможете сыграть
очень важную роль в спасении европейской культуры». Ну, а британский литератор
Джордж Б. Шоу был убеждён, что, если советский эксперимент в области
общественного устройства не удастся, тогда «цивилизация потерпит крах, как
потерпели крах многие цивилизации, предшествовавшие нашей».
Почему же советский
эксперимент, давший столь блестящие результаты, в итоге завершился неудачей?
Очень часто – причём, не
только враги, но и сторонники советского социализма – говорят о советском пути
развития как о каком-то едином целом. Между тем, это совершенно неверно.
Единым целым – при
определённых тактических отступлениях и компромиссах в какие-то моменты – был
сталинский проект строительства социализма. И в период его реализации как
создаваемая модель экономики, так и вся целеустремлённая воспитательная работа
были нацелены на утверждение в сознании людей и жизни общества основополагающих
принципов коммунистической (гуманистической) идеологии.
Но Хрущёв свернул с этого
пути. В годы его правления начался пересмотр важнейших положений не только
сталинского проекта, но и учения Маркса. Да, Хрущёв продолжал говорить о
создании в нашей стране коммунистического общества. Но, согласно учению Маркса
(и именно этот путь строительства коммунизма Сталин наметил в «Экономических
проблемах социализма в СССР»), переход к принципу «Каждый по способностям,
каждому по потребностям» станет результатом развития производительных сил и
«ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУУМОВ» (выделено мной – В.В.). А Хрущёв всё
перевернул с ног на голову: «Это будет такой общественный строй, где все
источники общественного богатства польются полным потоком, где каждый человек
будет с воодушевлением работать по своим способностям и получать за свой труд
по потребностям. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ (выделено мной – В.В.) будут созданы
необходимые условия для всестороннего развития личности».
При этом у Хрущёва акцент
делался отнюдь не на «работе по способностям», а на получении «по
потребностям», что опять-таки, прямо противоречило взглядам Маркса, который
предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и
ставить на нём главное ударение». Более того.
При Сталине представление о принципе «каждому по потребностям»
формировалось как об удовлетворении разумных потребностей (именно такую точку
зрения излагал в своих лекциях в Харьковском пединституте А.М. Румянцев,
который на XIX съезде партии был включён в
комиссию – состоящую всего из трёх человек, включая Сталина – по разработке
проекта новой Программы партии). А при Хрущёве
пропаганда с подачи самого Никиты Сергеевича создавала чисто
потребительский образ коммунизма как некой безразмерной кормушки.
Огромный вред делу
коммунистического воспитания принёс выброшенный Хрущёвым лозунг «Догнать и
перегнать Америку!». Без конкретизации он воспринимался многими как призыв к
погоне за американским уровнем потребления. Но ведь в развитых
капиталистических странах потребление – одна из определяющих ценностей,
стремление к росту потребления – один из важнейших стимулов. А для
коммунистической идеологии эти принципы абсолютно чужды и даже враждебны,
поскольку способствуют возникновению потребительского отношения к жизни.
Остановлюсь на ещё одном
моменте, тоже сыгравшем значительную роль в возникновении в советском обществе
духовного и идеологического кризиса. Сталин, ставя задачу повышения
материальной обеспеченности народа, подчеркивал оно должно достигаться
«особенно путём дальнейшего снижения цен на предметы массового потребления». А
уже при Хрущёве акцент был сделан на диаметрально противоположном – на росте
заработков. В полном соответствии с учением Маркса, это приводило к тому, что
люди начинали «рабски трудиться на службе у алчности». Как следствие, уже в
70-е годы, с одной стороны, девальвировалось коммунистическое отношение к труду (из внутренней потребности, а не ради
зарплаты), а с другой стороны, огромное число вполне обеспеченных людей, прежде
всего молодых, своё свободное время – по Марксу главное богатство социализма – тратили
на дополнительные приработки.
Ну, а при Брежневе произошёл
уже окончательный разрыв со сталинским проектом: был отброшен принцип, который
Сталин называл «основным законом социализма» - социалистическая экономика, в
отличие от капиталистической, должна быть ориентирована не на извлечение
прибыли, а на удовлетворение потребностей общества. Реформа Косыгина (
Всё это плюс резкое снижение
качества идеологической работы привело к
тому, что в Советском Союзе в 60-70-е годы подлинно социалистическое общество
вырождалось в общество потребления.
А поскольку идеология
потребительства абсолютно несовместима с коммунистической идеологией, советское
общество неизбежно шло к краху, который и наступил в конце 80-х годов.
Подчеркну: вырождение социалистического общества, построенного в
Советском Союзе по сталинскому проекту, в общество потребления произошло не вследствие
каких-то изначально присущих ему пороков, а вследствие грубейших ошибок,
допущенных руководством партии и страны в послесталинский период. И крах потерпел
не социализм коммунистического типа, а именно то «социалистическое» общество
потребления, в которое он из-за этих ошибок выродился.
За годы «перестройки» и продолживших её
«радикальных реформ» антикоммунистам, использовавшим для этого как
экономические, так и идеологические средства воздействия на людей, удалось,
добиться того, что общество в целом приняло идеологию «всего цивилизованного
мира», приняло ориентацию на приоритет материальных ценностей, безудержную
алчность, культ собственности, крайний эгоизм. И то, что духовный кризис 60-80-х
годов перешёл в духовный распад общества – это прямой результат этого
достижения.
Уничтожение советского
социалистического общества имеет значение, намного превосходящее масштабы одной
страны. Американский философ Д.
Пуццо в книге «Миф и холодная война» написал: «В Испании прогрессивное
человечество проиграло лишь одиночное сражение, а в 1991 году в России – всю
войну». А президент Мексики К. Салинас де Гортари в интервью газете «Хорнада»
сказал: «Дело не только в том, что СССР был одним из элементов равновесия в
двухполюсной системе мира. Его распад лишил мир идеологической, философский,
политической и социальной модели». И вот то, что капиталистическому миру
удалось добиться уничтожения противостоящего ему общества, основанного на
противоположной – гуманистической – идеологии, может иметь катастрофические
последствия для человечества в целом. Вероятность этого чрезвычайно высока.