КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Это сладкое слово - свобода :: Виктор ВАСИЛЕНКО
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - СВОБОДА

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - СВОБОДА








Свобода плоти или свобода духа?

 

Если говорить о свободе как о подлинной ценности бытия человека, то политическая свобода вообще не имеет определяющего значения. «Политическая свобода это условие человеческой свободы лишь настолько, насколько она способствует раскрытию специфически человеческого», - был убеждён американский философ и психолог Эрих Фромм. Что же является «специфически человеческим»?


Ещё апостол Павел предупреждал: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти». А его современник Петроний в «Сатириконе» показал, насколько отвратительна безграничная «свобода угождения плоти». В ней автор увидел симптом разложения Рима.


Подлинно человеческое качество – духовность, позволяющая возвыситься над животным существованием, выйти из круга материальных интересов, обрести нравственный идеал бытия. Философ Николай Бердяев говорил, что «человеческий дух всегда должен подниматься к тому, что выше… И тогда лишь человек не теряется, не исчезает, а реализует себя». И потому он был убеждён: «Ошибочно было бы относить целостность и свободу человека к примитивному, натуральному в то время, как отнесено это может быть лишь к духу».


Таким образом, свобода является ценностью человеческого бытия настолько, насколько она способствует духовному возвышению людей и раскрытию их человеческого потенциала.

Какая же свобода – духа или плоти – характерна для посткоммунистической России?

Полное «раскрепощение» угождения плоти очевидно. О нём свидетельствуют, например, такие сообщения СМИ. Расходы «новорусских» на секс-услуги превосходят бюджетные расходы на науку. Посетители ночных заведений столицы оставляют в них за один визит примерно трёхлетнюю зарпалту вузовского профессора. В клубе «для избранных» под Москвой бутылка французского шампанского «Кристаль» продавалась по 5 тысяч евро – и шла нарасхват. Президент банка Москвы за рядовым (для него) ужином только на чаевые потратил 2,5 тысяч долларов. Губернатор Чукотки Абрамович в поездку на чемпионат Европы по футболу в Португалии прихватил две яхты, шесть лимузинов и вертолёт. На реконструкцию Константиновского дворца, ставшего ещё одной резиденцией Путина, потрачено 290 миллионов долларов…


Налицо и результаты воцарения свободы «угождения плоти». Апостол Павел говорил: «А дела плоти известны. Они суть: блуд, нечистота, зависть, распри, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное». Что мы и получили в посткоммунистической России в полном ассортименте.


А вот со свободой духовного развития человека положение в современной России совершенно иное. По оценке директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. Римашевской,     95 миллионов жителей  России относятся к бедным и крайне бедным по азиатско-африканским понятиям. Естественно, такие условия предельно затрудняют духовное развитие людей. Человеку, ввергнутому в борьбу за физическое выживание себя и своей семьи, трудно даже думать об этом: все мысли заняты проблемами «что есть и что пить и во что одеться».


«Эксперимент» российских радикал-реформаторов полностью доказал справедливость тезиса, выдвинутого видным политическим деятелем Швеции Улофом Пальме: «Страх перед будущим, перед насущными экономическими проблемами превращает свободу в бессмысленную абстракцию».


Причём, есть все основания утверждать, что это не временные издержки реформ, а один из основных запланированных результатов. Думается, главная цель «шокотерапии» - мгновенного перехода к свободным ценам, не подкреплённого никакими дополнительными мерами социальной защиты людей, при одновременном стремительном  обесценивании вкладов населения – была именно в том, чтобы ввергнуть большую часть населения в сферу борьбы за существование.


В 1992 году в такое положение было отброшено 2/3 жителей России: более 30% оказалось за чертой бедности, ещё больше – в опасной близости от неё. И за все последующие годы никаких качественных перемен здесь не произошло. Судя по всему, это и не входит в планы власти. В середине 90-х годов глава правительства В. Черномырдин откровенно заявил: «Если человек не хочет крутиться, то пусть так и живёт». В начале нового столетия исключительно благоприятная для России конъюнктура нефтяного рынка дала стране огромные доходы. Появилась возможность радикально улучшить условия существования малообеспеченной части населения. Однако власть категорически отказывалась делать какие-либо шаги в этом направлении. Более того, именно в это время началось разрушение остатков системы социальной защиты людей, созданной в советский период. Ссылки на угрозу роста инфляции звучат просто несерьёзно. Потому что в это же время власть резко повысила выплаты чиновникам. А кроме того, отказ от льгот и замена их денежными компенсациями как раз и создают угрозу роста инфляции (что и произошло после монетизации льгот).


По данным Роскомстата 2010 года, более 60% населения России имеют  доходы  15 тысяч рублей в месяц и менее. Если считать гранью между бедностью и обеспеченным существованием возможность приобрести жильё, то надо признать, что и поныне где-то 2/3 россиян по-прежнему влачат существование в бедности.

Социальную систему, созданную российскими «реформаторами», ярко характеризуют такие показатели, приводившиеся в печати: по уровню средней зарплаты Россия занимает 40-е место в Европе, по числу долларовых миллиардеров – первое. И при этом в путинской России был отменён прогрессивный налог: олигархи платят такой же налог на доходы, что и библиотекари.


Но есть и вторая сторона проблемы свободы духовного развития в «демократической» России – полноценная «духовная пища» стала для большинства людей труднодоступной. С детского возраста на человека обрушивается мощный поток агрессивно-бездуховной «масскультуры».


Сегодня трудно купить хорошую книгу. Начать с того, что книги просто стали чрезвычайно дорогими и попали в разряд роскоши, которая немалому числу людей  не по карману. К примеру, диккенсовский «Дэвид Копперфильд», среднего качества издания стоил около 300 рублей. Дешевых же изданий классики в последние годы встречать не доводилось. Вообще, книги, способствующие духовному обогащению человека, помогающие ему задуматься над важными вопросами бытия, ориентирующие на поиск нравственного идеала, ныне составляют каплю в море бездуховной, рассчитанной на потребительскую психологию, а то и прямо антигуманистической макулатуры.


Ещё хуже положение с репертуаром кинотеатров. В океане примитивного по духовному содержанию киноширпотреба трудно отыскать даже каплю настоящего искусства кино. Фильмы, отмеченные высокими художественными достоинствами и глубоким содержанием – такие, которые можно было бы поставить  в один ряд с лучшими картинами проката хотя бы 70-х годов,- практически не появляются на экранах наших кинотеатров. Да и по телевидению их можно увидеть нечасто – к тому же, как правило, ночью, когда их трудно воспринимать. Зато фильмы и сериалы, кои могут только разрушить духовный мир человека, идут ежедневно по всем каналам и в лучшее время.


Особый вопрос – реклама. На большинстве каналов её вставляют даже в фильмы самых высоких художественных достоинств. И когда в произведение искусства врывается оголтело потребительская по духу реклама, она его разрушает. Здесь очевидно нарушается право человека смотреть фильм в том виде, в котором его создал режиссёр. Но свобода зарабатывать деньги на рекламе в «демократической» России несопоставимо выше свободы обогащения духовного.


Почти полностью исчезла с основных каналов телевидения (ТВ-1, «Россия», НТВ) классическая музыка. Показательный пример. В 2002 году примерно в одно и то же время проходили конкурс Чайковского в Москве и конкурс эстрадной песни в ставшей зарубежной Юрмале. С первого по упомянутым каналам не было даже ужатого монтажа концерта лауреатов, со второго ежедневно давали двухчасовые трансляции, начиная с первого тура. До предела сокращено время звучания классической музыки и на государственном канале «Радио России». Причём, в большинстве музыкальных передач сама музыка щедро разбавляется разговорами «вокруг неё»: о сексуальной ориентации Чайковского, о любовницах Дебюсси, о заработках Карузо, о гастрономических пристрастиях Светланова, о суевериях Кальмана и т. п. Дошло до того, что услышать на «Радио России»  большие музыкальные произведения – полностью и без перебивок -  ныне практически невозможно. А на коммерческих каналах радио и телевидения классической музыке места нет вообще.


Даже на канале «Культура», цель которого, по идее, нести людям духовные богатства, немалая часть фильмов и программ очевидно ориентированы на обывательские вкусы и запросы. И при этом для «Культуры» тоже, как и для телевидения в целом, характерна антисоветская направленность. Скажем, ведущий программы «Оркестровая яма» выносит на обсуждение тему: «Тяжёлое наследие» (речь о музыкальных коллективах и концертной деятельности) – и с такой подачи идёт не поиск объективной оценки советского наследия в этой   сфере, а поиск подтверждений того, что это наследие тяжёлое. Даже в явно подобранной аудитории одна из участниц обсуждения не выдержала: «Но это не так! Тема предложена неверно. Все наши лучшие коллективы – это советское наследие».


Народный артист СССР Игорь Горбачёв констатировал крайнее неблагополучие и в театре: «Наступило время, когда наше великое, народное русское, - от Гоголя и Достоевского идущее, - совестливое и высокое искусство утрачивает своё назначение, становясь развлекательным, холуйским, заигрывающим с обывателем, бессмысленным… Почти ничего не ставится из русской классики, а если и ставится… они так переиначивают Чехова, Островского, Толстого, что жалко молодое поколение». Подтверждений такой оценки множество – от мата на сцене МХТ им. Чехова до «Детей Розенталя» на сцене Большого театра.


    Многие мастера культуры выступают с предупреждением о гибельности подобной культурной политики, как для самой культуры, так и для духовности народа. Писатель Валентин Распутин: «Идёт вытеснение из культуры истинных талантов, а из государства – культуры, превращение её в грубую развлекательность». Певец Леонид Сметанников: «В последние годы страна «оберегает» молодое поколение от высокой культуры. Пошлость, бескультурье одолели театральные и концертные подмостки. Молодёжи преподносят несвойственные россиянам моральные и духовные ценности, воспитывают в ней дух всепобеждающей силы, культ оружия, вседозволенность денег». Актёр и режиссёр Юрий Соломин: «У нас уже сколько замечательных клубов и дворцов культуры отданы в последние годы под казино и прочие коммерческие заведения, ничего общего с культурой не имеющие. Они не воспитывают людей и не развивают их эстетически, наоборот, разлагают и растлевают»…


«Сейчас псевдокультура захватила сердца и души молодых, - сказал руководитель Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев.- В следующем поколении мы можем вообще не увидеть духовно полноценных людей».

А что же власть? Как она реагирует на эти сигналы тревоги? Как сообщали СМИ, Путин в бытность президентом отклонил принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации законопроект «О высшем совете защиты нравственности на телевидении».  А чего стоит игнорирование президентом и правительством неоднократных требований убрать подальше от культуры одиозную фигуру Швыдкого, «цинично-нигилистическое отношение которого к культурно-исторической традиции, - говорится в Обращении  XII съезда Союза писателей России к главе правительства Фрадкову, - наносит невосполнимый урон интересам Отечества».


Эффективным средством духовного развития подрастающего поколения может быть образование – в том случае, когда оно нацелено на обогащение внутреннего мира учащихся, а не лишь на снабжение их некоторым объёмом знаний. К несчастью, положение дел в этой сфере тоже крайне неблагополучное.


В посткоммунистической России миллионы детей вообще не посещают школу. По данным информационно-аналитической группы Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна около двух миллионов детей школьного возраста абсолютно неграмотны.


В современной школе теряется формирование научного мышления молодых людей, что делает их сознание беззащитным против непрекращающейся агрессии всевозможной мистики. Другая сторона этого процесса: из сознания молодёжи уходят элементарные представления о природе нашего мира. В выступлении на совещании учебно-методического совета по физике при Министерстве образования РФ профессор Уральского госуниверситета А.Н. Бабушкин рассказал: проведенный им опрос студентов выявил, что немалая их часть не представляет себе физического смысла понятий «сутки» и «год».


Катастрофически снизился уровень воспитательной работы в учебных заведениях; происходит деформация её установок. Скажем, стал модным призыв «воспитывать лидеров». Но, во-первых, лидерами по определению могут быть единицы. Кем же при таком воспитании должны чувствовать себя остальные – аутсайдерами? Манифест пропутинского движения «Наши» провозглашает: «Слабый должен принять правила сильного». Но тогда о какой свободе вообще можно говорить? А во-вторых, когда заходит речь о лидерстве, то, как правило, конкретизация этого понятия сводится к конкурентоспособности в борьбе за карьеру и деньги. Однако, как показал ещё Христос, такая борьба не только не способствует, но препятствует духовному развитию человека. Поясняя притчу о сеятеле, Он прямо сказал: «А посеянное в терние означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушают слово, и оно бывает бесплодно».


И опять-таки, такая трансформация образования – это курс «демократической» власти. Затеянное при Путине радикальное реформирование системы образования, по оценкам самых авторитетных специалистов, неизбежно приведёт к её деградации. Президент Российского союза ректоров ректор МГУ В.А. Садовничий в интервью «Московскому комсомольцу» говорил: «Российская модель образования ставилась на ноги почти 300 лет как минимум. Наш взлёт научно-технического прогресса вплоть до 90-х годов демонстрирует, что наша система образования – лучшая в мире… Останется ли  российская система образования столь же глубокой и фундаментальной или она понизит свой уровень? У меня впечатление, что может понизить». Вице-президент Международной математической ассоциации академик В.И. Арнольд на слушаниях в Госдуме был менее дипломатичен: «Уровень подготовки школьников опустится гораздо ниже обычного уровня реальных училищ царского времени, а кое в чём – даже ниже уровня церковно-приходских училищ. Этот план (план реформирования образования – В.В.) производит впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев».


Чем же мотивировано то, что при совершенно очевидной губительности такого курса власть неукоснительно его придерживается и, как неоднократно заявляли и Ельцин, и Путин, и Медведев категорически исключает возможность его принципиального изменения?


Одна из причин ясна с первого взгляда. Разрушение духовности низводит человека на животный уровень существования. Такой человек не в состоянии осмыслить связь между своим положением и происходящими в обществе процессами, он не может глубоко озаботиться  какими-то высшими соображениями, не касающимися непосредственно его лично. А если его ещё и содержать в полуголодном состоянии, то он легко поддаётся самой настоящей дрессировке с помощью элементарных даже самых мизерных подачек (вспомним, к примеру, как в Воронеже в январе 2005 года огромное количество людей бунтовало против отмены льгот ветеранам и инвалидам, а всего несколько недель спустя, - после некоторого смягчения действия 122-го закона и небольшого повышения пенсий – большинство людей поддержало на местных выборах «партию власти».


Но есть ещё не столь очевидный, но не менее существенный момент. Чем был контрреволюционный переворот с духовной точки зрения? Это был бунт оголтелых потребителей против гуманистической идеологии с её приоритетом духовных ценностей, приоритетом общих интересов, пренебрежением погоней за материальными благами, бескорыстием. «Демократическое» понимание свободы идёт именно от отрицания таких установок, это «раскрепощение» и моральная реабилитация потребительских устремлений, это свобода от чувства сопричастности к судьбе своего народа и уж тем паче от долга служения ему; это ещё и свобода от необходимости, если не быть, то хотя бы притворяться порядочным человеком. Когда в пьесе Евгения Шварца «Тень» силы зла терпят поражение, певица Юлия Джули, типичная представительница потребительски ориентированной интеллигенции, ужасается: «Вдруг войдёт в моду быть хорошим человеком – ведь это так хлопотно». Свобода от подобных хлопот – это и есть величайшая ценность посткоммунистической России, которую «демократы» готовы защищать до последнего.


Ну, а пока «демократы» отстаивают подобную свободу, Россия пожинает её плоды. Сотрудник НИИ психиатрии Минздрава РФ Ю.И. Полищук отметил проявления последствий свободно осуществляемой телеагрессии: «Оглупление общества, что приводит к ограничению, подавлению интеллектуальных и духовных потребностей человека. Происходит их замещение физиологическими, т.е. животными инстинктами».


По данным Центра социологии образования РАО, в 1991 году проводили досуг за книгами 45,4% процента детей, в 2000 – 26,6%. А в 2010 году на «правительственном часе» в Госдуме были приведены данные Минкульта: мальчики ныне читают в 5 раз меньше, чем 20 лет назад, а девочки – в 4 раза меньше. На конгрессе в поддержку чтения сотрудница Государственной детской библиотеки Елена Голубева поведала, что проведенные исследования показывают: пристрастие к чтению стало у подростков не только не престижным занятием, но, напротив, объектом осмеяния сверстников.


В СМИ разных политических направлений приводились такие данные: международные исследования качества знаний и навыков школьников, проведенные в 32-х странах, поставили Россию на 27-е место; по данным ООН современные российские школьники по уровню знания точных и гуманитарных наук занимают 22-27 места; по оценке ЮНЕСКО по интеллектуальному развитию молодёжи Советский Союз в своё время занимал 3 место в мире, Россия в 1998 году – 67-е.

 

Если суммировать все эти симптомы, то можно сделать вывод: на том пути, по которому повели Россию реформаторы, наше общество быстро теряет духовный и интеллектуальный потенциал, что превращает свободу духа в фикцию.





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 4.06.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Это сладкое слово - свобода - Виктор ВАСИЛЕНКО
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - СВОБОДА

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники