Виктор ВАСИЛЕНКО
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - СВОБОДА
Свобода плоти или свобода духа?
Если говорить о свободе как о подлинной ценности бытия человека, то политическая свобода вообще не имеет определяющего значения. «Политическая свобода это условие человеческой свободы лишь настолько, насколько она способствует раскрытию специфически человеческого», - был убеждён американский философ и психолог Эрих Фромм. Что же является «специфически человеческим»?
Ещё апостол Павел предупреждал: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти». А его современник Петроний в «Сатириконе» показал, насколько отвратительна безграничная «свобода угождения плоти». В ней автор увидел симптом разложения Рима.
Подлинно человеческое качество – духовность, позволяющая возвыситься над животным существованием, выйти из круга материальных интересов, обрести нравственный идеал бытия. Философ Николай Бердяев говорил, что «человеческий дух всегда должен подниматься к тому, что выше… И тогда лишь человек не теряется, не исчезает, а реализует себя». И потому он был убеждён: «Ошибочно было бы относить целостность и свободу человека к примитивному, натуральному в то время, как отнесено это может быть лишь к духу».
Таким образом, свобода
является ценностью человеческого бытия настолько, насколько она способствует
духовному возвышению людей и раскрытию их человеческого потенциала.
Какая же свобода – духа или
плоти – характерна для посткоммунистической России?
Полное «раскрепощение» угождения плоти очевидно. О нём свидетельствуют, например, такие сообщения СМИ. Расходы «новорусских» на секс-услуги превосходят бюджетные расходы на науку. Посетители ночных заведений столицы оставляют в них за один визит примерно трёхлетнюю зарпалту вузовского профессора. В клубе «для избранных» под Москвой бутылка французского шампанского «Кристаль» продавалась по 5 тысяч евро – и шла нарасхват. Президент банка Москвы за рядовым (для него) ужином только на чаевые потратил 2,5 тысяч долларов. Губернатор Чукотки Абрамович в поездку на чемпионат Европы по футболу в Португалии прихватил две яхты, шесть лимузинов и вертолёт. На реконструкцию Константиновского дворца, ставшего ещё одной резиденцией Путина, потрачено 290 миллионов долларов…
Налицо и результаты воцарения свободы «угождения плоти». Апостол Павел говорил: «А дела плоти известны. Они суть: блуд, нечистота, зависть, распри, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное». Что мы и получили в посткоммунистической России в полном ассортименте.
А вот со свободой духовного развития человека положение в современной России совершенно иное. По оценке директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. Римашевской, 95 миллионов жителей России относятся к бедным и крайне бедным по азиатско-африканским понятиям. Естественно, такие условия предельно затрудняют духовное развитие людей. Человеку, ввергнутому в борьбу за физическое выживание себя и своей семьи, трудно даже думать об этом: все мысли заняты проблемами «что есть и что пить и во что одеться».
«Эксперимент» российских радикал-реформаторов полностью доказал справедливость тезиса, выдвинутого видным политическим деятелем Швеции Улофом Пальме: «Страх перед будущим, перед насущными экономическими проблемами превращает свободу в бессмысленную абстракцию».
Причём, есть все основания
утверждать, что это не временные издержки реформ, а один из основных
запланированных результатов. Думается, главная цель «шокотерапии» - мгновенного
перехода к свободным ценам, не подкреплённого никакими дополнительными мерами
социальной защиты людей, при одновременном стремительном обесценивании вкладов населения – была именно
в том, чтобы ввергнуть большую часть населения в сферу борьбы за существование.
В 1992 году в такое положение
было отброшено 2/3 жителей России: более 30% оказалось за чертой бедности, ещё
больше – в опасной близости от неё. И за все последующие годы никаких
качественных перемен здесь не произошло. Судя по всему, это и не входит в планы
власти. В середине 90-х годов глава правительства В. Черномырдин откровенно
заявил: «Если человек не хочет крутиться, то пусть так и живёт». В начале
нового столетия исключительно благоприятная для России конъюнктура нефтяного
рынка дала стране огромные доходы. Появилась возможность радикально улучшить
условия существования малообеспеченной части населения. Однако власть
категорически отказывалась делать какие-либо шаги в этом направлении. Более
того, именно в это время началось разрушение остатков системы социальной защиты
людей, созданной в советский период. Ссылки на угрозу роста инфляции звучат
просто несерьёзно. Потому что в это же время власть резко повысила выплаты
чиновникам. А кроме того, отказ от льгот и замена их денежными компенсациями
как раз и создают угрозу роста инфляции (что и произошло после монетизации
льгот).
По данным Роскомстата 2010
года, более 60% населения России имеют
доходы 15 тысяч рублей в месяц и
менее. Если считать гранью между бедностью и обеспеченным существованием
возможность приобрести жильё, то надо признать, что и поныне где-то 2/3 россиян
по-прежнему влачат существование в бедности.
Социальную систему, созданную российскими «реформаторами», ярко характеризуют такие показатели, приводившиеся в печати: по уровню средней зарплаты Россия занимает 40-е место в Европе, по числу долларовых миллиардеров – первое. И при этом в путинской России был отменён прогрессивный налог: олигархи платят такой же налог на доходы, что и библиотекари.
Но есть и вторая сторона проблемы свободы духовного развития в «демократической» России – полноценная «духовная пища» стала для большинства людей труднодоступной. С детского возраста на человека обрушивается мощный поток агрессивно-бездуховной «масскультуры».
Сегодня трудно купить хорошую
книгу. Начать с того, что книги просто стали чрезвычайно дорогими и попали в
разряд роскоши, которая немалому числу людей не по карману. К примеру, диккенсовский «Дэвид
Копперфильд», среднего качества издания стоил около 300 рублей. Дешевых же
изданий классики в последние годы встречать не доводилось. Вообще, книги,
способствующие духовному обогащению человека, помогающие ему задуматься над
важными вопросами бытия, ориентирующие на поиск нравственного идеала, ныне
составляют каплю в море бездуховной, рассчитанной на потребительскую
психологию, а то и прямо антигуманистической макулатуры.
Ещё хуже положение с репертуаром кинотеатров. В океане примитивного по духовному содержанию киноширпотреба трудно отыскать даже каплю настоящего искусства кино. Фильмы, отмеченные высокими художественными достоинствами и глубоким содержанием – такие, которые можно было бы поставить в один ряд с лучшими картинами проката хотя бы 70-х годов,- практически не появляются на экранах наших кинотеатров. Да и по телевидению их можно увидеть нечасто – к тому же, как правило, ночью, когда их трудно воспринимать. Зато фильмы и сериалы, кои могут только разрушить духовный мир человека, идут ежедневно по всем каналам и в лучшее время.
Особый вопрос – реклама. На большинстве каналов её вставляют даже в фильмы самых высоких художественных достоинств. И когда в произведение искусства врывается оголтело потребительская по духу реклама, она его разрушает. Здесь очевидно нарушается право человека смотреть фильм в том виде, в котором его создал режиссёр. Но свобода зарабатывать деньги на рекламе в «демократической» России несопоставимо выше свободы обогащения духовного.
Почти полностью исчезла с основных каналов телевидения (ТВ-1, «Россия», НТВ) классическая музыка. Показательный пример. В 2002 году примерно в одно и то же время проходили конкурс Чайковского в Москве и конкурс эстрадной песни в ставшей зарубежной Юрмале. С первого по упомянутым каналам не было даже ужатого монтажа концерта лауреатов, со второго ежедневно давали двухчасовые трансляции, начиная с первого тура. До предела сокращено время звучания классической музыки и на государственном канале «Радио России». Причём, в большинстве музыкальных передач сама музыка щедро разбавляется разговорами «вокруг неё»: о сексуальной ориентации Чайковского, о любовницах Дебюсси, о заработках Карузо, о гастрономических пристрастиях Светланова, о суевериях Кальмана и т. п. Дошло до того, что услышать на «Радио России» большие музыкальные произведения – полностью и без перебивок - ныне практически невозможно. А на коммерческих каналах радио и телевидения классической музыке места нет вообще.
Даже на канале «Культура»,
цель которого, по идее, нести людям духовные богатства, немалая часть фильмов и
программ очевидно ориентированы на обывательские вкусы и запросы. И при этом
для «Культуры» тоже, как и для телевидения в целом, характерна антисоветская
направленность. Скажем, ведущий программы «Оркестровая яма» выносит на
обсуждение тему: «Тяжёлое наследие» (речь о музыкальных коллективах и
концертной деятельности) – и с такой подачи идёт не поиск объективной оценки
советского наследия в этой сфере, а
поиск подтверждений того, что это наследие тяжёлое. Даже в явно подобранной
аудитории одна из участниц обсуждения не выдержала: «Но это не так! Тема
предложена неверно. Все наши лучшие коллективы – это советское наследие».
Народный артист СССР Игорь Горбачёв констатировал крайнее неблагополучие и в театре: «Наступило время, когда наше великое, народное русское, - от Гоголя и Достоевского идущее, - совестливое и высокое искусство утрачивает своё назначение, становясь развлекательным, холуйским, заигрывающим с обывателем, бессмысленным… Почти ничего не ставится из русской классики, а если и ставится… они так переиначивают Чехова, Островского, Толстого, что жалко молодое поколение». Подтверждений такой оценки множество – от мата на сцене МХТ им. Чехова до «Детей Розенталя» на сцене Большого театра.
Многие мастера культуры выступают с предупреждением о гибельности подобной культурной политики, как для самой культуры, так и для духовности народа. Писатель Валентин Распутин: «Идёт вытеснение из культуры истинных талантов, а из государства – культуры, превращение её в грубую развлекательность». Певец Леонид Сметанников: «В последние годы страна «оберегает» молодое поколение от высокой культуры. Пошлость, бескультурье одолели театральные и концертные подмостки. Молодёжи преподносят несвойственные россиянам моральные и духовные ценности, воспитывают в ней дух всепобеждающей силы, культ оружия, вседозволенность денег». Актёр и режиссёр Юрий Соломин: «У нас уже сколько замечательных клубов и дворцов культуры отданы в последние годы под казино и прочие коммерческие заведения, ничего общего с культурой не имеющие. Они не воспитывают людей и не развивают их эстетически, наоборот, разлагают и растлевают»…
«Сейчас псевдокультура
захватила сердца и души молодых, - сказал руководитель Большого симфонического
оркестра Владимир Федосеев.- В следующем поколении мы можем вообще не увидеть
духовно полноценных людей».
А что же власть? Как она реагирует на эти сигналы тревоги? Как сообщали СМИ, Путин в бытность президентом отклонил принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации законопроект «О высшем совете защиты нравственности на телевидении». А чего стоит игнорирование президентом и правительством неоднократных требований убрать подальше от культуры одиозную фигуру Швыдкого, «цинично-нигилистическое отношение которого к культурно-исторической традиции, - говорится в Обращении XII съезда Союза писателей России к главе правительства Фрадкову, - наносит невосполнимый урон интересам Отечества».
Эффективным средством духовного развития подрастающего поколения может быть образование – в том случае, когда оно нацелено на обогащение внутреннего мира учащихся, а не лишь на снабжение их некоторым объёмом знаний. К несчастью, положение дел в этой сфере тоже крайне неблагополучное.
В посткоммунистической России
миллионы детей вообще не посещают школу. По данным информационно-аналитической
группы Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна около двух миллионов детей
школьного возраста абсолютно неграмотны.
В современной школе теряется формирование научного мышления молодых людей, что делает их сознание беззащитным против непрекращающейся агрессии всевозможной мистики. Другая сторона этого процесса: из сознания молодёжи уходят элементарные представления о природе нашего мира. В выступлении на совещании учебно-методического совета по физике при Министерстве образования РФ профессор Уральского госуниверситета А.Н. Бабушкин рассказал: проведенный им опрос студентов выявил, что немалая их часть не представляет себе физического смысла понятий «сутки» и «год».
Катастрофически снизился уровень воспитательной работы в учебных заведениях; происходит деформация её установок. Скажем, стал модным призыв «воспитывать лидеров». Но, во-первых, лидерами по определению могут быть единицы. Кем же при таком воспитании должны чувствовать себя остальные – аутсайдерами? Манифест пропутинского движения «Наши» провозглашает: «Слабый должен принять правила сильного». Но тогда о какой свободе вообще можно говорить? А во-вторых, когда заходит речь о лидерстве, то, как правило, конкретизация этого понятия сводится к конкурентоспособности в борьбе за карьеру и деньги. Однако, как показал ещё Христос, такая борьба не только не способствует, но препятствует духовному развитию человека. Поясняя притчу о сеятеле, Он прямо сказал: «А посеянное в терние означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушают слово, и оно бывает бесплодно».
И опять-таки, такая трансформация образования – это курс «демократической» власти. Затеянное при Путине радикальное реформирование системы образования, по оценкам самых авторитетных специалистов, неизбежно приведёт к её деградации. Президент Российского союза ректоров ректор МГУ В.А. Садовничий в интервью «Московскому комсомольцу» говорил: «Российская модель образования ставилась на ноги почти 300 лет как минимум. Наш взлёт научно-технического прогресса вплоть до 90-х годов демонстрирует, что наша система образования – лучшая в мире… Останется ли российская система образования столь же глубокой и фундаментальной или она понизит свой уровень? У меня впечатление, что может понизить». Вице-президент Международной математической ассоциации академик В.И. Арнольд на слушаниях в Госдуме был менее дипломатичен: «Уровень подготовки школьников опустится гораздо ниже обычного уровня реальных училищ царского времени, а кое в чём – даже ниже уровня церковно-приходских училищ. Этот план (план реформирования образования – В.В.) производит впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев».
Чем же мотивировано то, что при совершенно очевидной губительности такого курса власть неукоснительно его придерживается и, как неоднократно заявляли и Ельцин, и Путин, и Медведев категорически исключает возможность его принципиального изменения?
Одна из причин ясна с первого взгляда. Разрушение духовности низводит человека на животный уровень существования. Такой человек не в состоянии осмыслить связь между своим положением и происходящими в обществе процессами, он не может глубоко озаботиться какими-то высшими соображениями, не касающимися непосредственно его лично. А если его ещё и содержать в полуголодном состоянии, то он легко поддаётся самой настоящей дрессировке с помощью элементарных даже самых мизерных подачек (вспомним, к примеру, как в Воронеже в январе 2005 года огромное количество людей бунтовало против отмены льгот ветеранам и инвалидам, а всего несколько недель спустя, - после некоторого смягчения действия 122-го закона и небольшого повышения пенсий – большинство людей поддержало на местных выборах «партию власти».
Но есть ещё не столь
очевидный, но не менее существенный момент. Чем был контрреволюционный
переворот с духовной точки зрения? Это был бунт оголтелых потребителей против
гуманистической идеологии с её приоритетом духовных ценностей, приоритетом
общих интересов, пренебрежением погоней за материальными благами, бескорыстием.
«Демократическое» понимание свободы идёт именно от отрицания таких установок,
это «раскрепощение» и моральная реабилитация потребительских устремлений, это
свобода от чувства сопричастности к судьбе своего народа и уж тем паче от долга
служения ему; это ещё и свобода от необходимости, если не быть, то хотя бы
притворяться порядочным человеком. Когда в пьесе Евгения Шварца «Тень» силы зла
терпят поражение, певица Юлия Джули, типичная представительница потребительски
ориентированной интеллигенции, ужасается: «Вдруг войдёт в моду быть хорошим
человеком – ведь это так хлопотно». Свобода от подобных хлопот – это и есть величайшая
ценность посткоммунистической России, которую «демократы» готовы защищать до
последнего.
Ну, а пока «демократы»
отстаивают подобную свободу, Россия пожинает её плоды. Сотрудник НИИ психиатрии
Минздрава РФ Ю.И. Полищук отметил проявления последствий свободно
осуществляемой телеагрессии: «Оглупление общества, что приводит к ограничению,
подавлению интеллектуальных и духовных потребностей человека. Происходит их
замещение физиологическими, т.е. животными инстинктами».
По данным Центра социологии
образования РАО, в 1991 году проводили досуг за книгами 45,4% процента детей, в
2000 – 26,6%. А в 2010 году на «правительственном часе» в Госдуме были
приведены данные Минкульта: мальчики ныне читают в 5 раз меньше, чем 20 лет
назад, а девочки – в 4 раза меньше. На конгрессе в поддержку чтения сотрудница
Государственной детской библиотеки Елена Голубева поведала, что проведенные
исследования показывают: пристрастие к чтению стало у подростков не только не
престижным занятием, но, напротив, объектом осмеяния сверстников.
В СМИ разных политических
направлений приводились такие данные: международные исследования качества
знаний и навыков школьников, проведенные в 32-х странах, поставили Россию на
27-е место; по данным ООН современные российские школьники по уровню знания
точных и гуманитарных наук занимают 22-27 места; по оценке ЮНЕСКО по
интеллектуальному развитию молодёжи Советский Союз в своё время занимал 3 место
в мире, Россия в 1998 году – 67-е.
Если суммировать все эти
симптомы, то можно сделать вывод: на том пути, по которому повели Россию
реформаторы, наше общество быстро теряет духовный и интеллектуальный потенциал,
что превращает свободу духа в фикцию.