КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Путь к свободе :: Виктор ВАСИЛЕНКО: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИИ ХРИСТА
ПУТЬ К СВОБОДЕ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИИ ХРИСТА
ПУТЬ К СВОБОДЕ








Виктор ВАСИЛЕНКО: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИИ ХРИСТА

 

ПУТЬ К СВОБОДЕ

 

Трудно имеющим богатство войти в Царство Божие

 

Остановимся подробнее на вопросе, который вызывал и вызывает поныне существенные разногласия: отношение христианского учения к богатству. Даже священнослужители, бывает, утверждают, будто стремление к богатству не является чем-то губительным для души  человека – например, так говорил, выступая перед бизнесменами, священник Тверской епархии отец Сергий. Ту же мысль, в сущности, стремился утвердить и целый цикл передач по Белгородскому областному радио в сентябре 2005 года, посвящённых «Своду нравственных правил», принятому Всемирным Русским Народным Собором и одобренному Православной Церковью. Лейтмотив этих передач: с позиции Православия в стремлении к богатству нет ничего плохого, если при добывании денег соблюдаются нравственные принципы и блюдётся общественная польза. Но вот православный священник кандидат богословия Георгий Персианов в конце 80-х годов в интервью «Советской культуре» высказал противоположное мнение: «Евангелие порицает всякое богатство».

В Евангелиях есть, пожалуй, только один эпизод, в котором при большом желании можно усмотреть подтверждение тезиса, будто богатство – не зло. Это случай с Закхеем: «Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения я отдам нищим и, если чем кого обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему».

Однако давайте рассмотрим, насколько этот фрагмент соответствует духу учения Христа – ведь именно это является главным критерием.

История с Закхеем есть только в одном Евангелии из четырёх (от Луки). Но и в нём, в предыдущей главе, формулируется совершенно иной принцип. Молодой богач сказал Христу, что соблюдает все Заповеди, и спросил, чего ему ещё не хватает. «Иисус сказал ему: ещё одного тебе не достаёт: ВСЁ (выделено мной – В.В.), что имеешь, продай и раздай нищим (в христианском понимании – неимущим. – В.В.), и будешь иметь сокровища на небесах. Он же услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющему богатство войти в Царство Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Разница тут принципиальная: отказ от всех богатств ради «сокровищ на небесах» - это и есть смена приоритетов. Закхей же, по сути, просто попытался купить себе место в Царстве Божием. Фактически это та самая «фарисейская закваска», об опасности которой справедливо предупреждал Христос. Замечу, что определение «фарисейская» имело вполне конкретное социальное наполнение: фарисеи были религиозной группой, представлявшей, в основном, зажиточные слои населения.

Характерный пример воздействия богатства на внутренний мир людей приведен в Ветхом Завете, в уже упоминавшейся истории исхода евреев из Египта.  

 Бог создал им условия, благоприятные для духовного совершенствования, когда они могли не заботиться, что есть и что пить. Однако, отправляясь в путь, евреи не расстались со своими драгоценностями. И вот стоило Моисею отлучиться, как они сотворили из золота тельца и стали поклоняться ему. Этот эпизод вполне подтверждает тезис святого Иеронима, что «богатый человек или господин, или наследник зла».

И уж тем паче, когда речь идёт о стремлении к богатству, к деньгам. В стремлении к накоплению богатства не надо возводить деньги в культ, - поучает упоминавшийся «Свод нравственных правил», - для предпринимателя его дело должно быть не только средством извлечения прибыли, «но и средством служения идеалам добра и справедливости». При этом авторы «Свода» не желают  учитывать объективного воздействия жажды обогащения на внутренний мир человека.

Ведущий теоретик коммунизма Карл Маркс писал, что ради трёхсот процентов прибыли буржуа пойдёт на любое преступление. В конце 80-х годов ХХ века Карл Поппер, которого «Московские новости» представили как ведущего теоретика антикоммунизма, сказал: «Если бизнесмены смогут, непременно постараются вас ограбить. Такова несентиментальная природа бизнеса». Подчеркну: природа. Два философа, стоящие на кардинально различных политических позициях и разделённые столетием, дали по существу одинаковую оценку: естество человека, ориентированного на стремление к богатству, отнюдь не противится безнравственным поступкам. Можно только повторить слова святителя Иоанна Златоуста: «Где маммона, там нет Христа».

Тут может возникнуть возражение: богатые занимаются благотворительностью и тем делают богоугодное дело и приносят пользу своим ближним. Однако ещё более полутора тысяч лет назад Иоанн Златоуст утверждал: богатые «владеют собственностью бедных, хотя бы получили отцовское наследство, хотя бы сами собрали богатство откуда бы то ни было… Если же похитив имущество у ближнего, раздадим только малую часть оного, - какое будем иметь тогда оправдание».

В подавляющем большинстве случаев богатыми благотворителями движет не нравственность, а стремление создать своему богатству видимость нравственности. В сущности, они поступают подобно Закхею, только, в отличие от него, тратят на имидж благочестия не половину состояния, а ничтожную долю. Английский писатель Джон Голсуорси язвительно заметил о респектабельных буржуа: «Большинство из них было бы шокировано, если бы им сказали, что они не христиане, и шокировано ещё больше, если бы их попросили отдать половину своих богатств бедным». В восхищении подобной благотворительностью Георгий Персианов видел «симптом кризиса общественного сознания».

А как же Савва Морозов и Савва Мамонтов, на которых так любят ссылаться придворные идеологи нынешних российских богачей? Они-то действительно совершенно искренне и бескорыстно помогали российской культуре. Но для них поддержка культуры была не «благотворительностью», а главным смыслом их деятельности. О том, что такая позиция среди богатых была исключением, а не правилом, свидетельствует их судьба: Мамонтова разорили и засадили в тюрьму, а Морозова довели до самоубийства.

С точки зрения христианского учения крайне сомнительным выглядит столь популярный у идеологов «новой России» тезис о благотворном воздействии собственности на личность человека. Владение собственностью рождает в людях, с одной стороны, опасение её потерять, с другой – стремление её преумножить. Но ведь и первое, и тем паче второе активизирует «плотское» начало во внутреннем мире человека – то есть, не облагораживает, а деформирует душу.

В романе американской писательницы М. Митчелл «Унесённые ветром» (и в одноимённом фильме) дан яркий пример воздействия собственности на внутренний мир человека. Отец воспитал Скарлетт в убеждении, что своя земля, поместье, принадлежащее семье, - это единственное, за что стоит бороться, за что стоит умереть. И когда возникает угроза лишиться поместья, Скарлетт начинает борьбу, по ходу которой у неё отказывают все нравственные ограничители. Землю она-таки сохраняет и даже увеличивает богатство, зато теряет душу. Слегка взбалмошная, но милая и добрая девушка превращается в готового на всё хищника.

Такая трансформация целиком закономерна. Потому что нравственность – не как правила приличия, а как императив поведения – категория духовная. И если в шкале жизненных ценностей человека на первое место выходят ценности материальные, то его поступками руководит уже не нравственность, а стремление к добыванию материальных благ, алчность.

Так что не напрасно Христос считал необходимым условием духовного возвышения человека отказ от собственности. «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником», - говорил Он. Более того, Иисус считал необходимым условием развития духовности человека не просто отказ от собственности, но искоренение её как психологического фактора: освобождение сознания от её влияния. Именно в этом смысл слов Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Очевидно, речь идёт не о бездуховных людях, а о тех, кто неимущ (в христианском понимании, повторю, именно это подразумевает «нищий») по духу, - кто не только не владеет собственностью, но и свободен от желания владеть ею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 11.08.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Путь к свободе - Виктор ВАСИЛЕНКО: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИИ ХРИСТА
ПУТЬ К СВОБОДЕ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники