СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ КОНСТАНТИН СИМОНОВ
28 ноября исполнилось бы 100 лет со дня рождения выдающегося советского писателя Константина Симонова. Если к столетию антисоветчика Солженицына власть начала готовиться ещё загодя, и оно будет отмечаться как событие государственного значения, то юбилей Симонова прошёл почти незаметно. Хотя на 28 ноября пришлась суббота – день, наиболее благоприятный для показа художественных фильмов. Ни Первый канал, ни «Россия1», ни «Культура» (!), ни ТВЦ, ни Пятый канал, ни, тем более, НТВ не показали НИ ОДНОЙ экранизации произведений Симонова. Прошло два фильма по «Звезде», один по ОТР – и всё. Были, правда, несколько передач, посвящённых Симонову, в которых писателя порой пытались представить внутренним оппозиционером социалистического строя. Но уже сам более чем скромный масштаб освещения юбилея «официальными» СМИ свидетельствует, что это – ложь.
Да, Константин Симонов критически относился к некоторым моментам советской действительности – и отнюдь не скрывал этого, но он, сын генерала царской армии и княгини, был, говоря современным языком, ментально советским человеком. Внутренняя, а не лозунговая «советскость» это духовная основа его произведений на военную тему, которая была главной в его творчестве. Но о них в левых СМИ к юбилею писателя было написано немало, поэтому остановлюсь на других работах, в которых автор размышлял над определяющими ценностями человеческого существования.
Повесть «Дым Отечества» была написана в конце 40х годов, и в ней писатель показал жизнь первых послевоенных лет. В этой жизни, очень трудной для большей части народа, появились люди, которые использовали эти трудности для собственного преуспевания. Речь не о жуликах или спекулянтах. Этот персонаж, Григорий Фаддеич, был отличным мастеромстроителем и работал честно. Он просто заботился не о других, не о стране, а о себе. Его девизом был: «А что же, если я строитель, я себе первому дома хорошего не срублю?.. Замучили меня моралями, а я без моралей жить привык». Нравственный поединок между ним и главным героем Басаргиным, проходит через всю повесть, порой приводя к прямым столкновениям. «Кабы у нас все были такие, как ты, большие надежды на Западе имелись, что опять на всей земле в конце концов установится одна система», сегодня эти слова Басаргина воспринимаются как вещее предупреждение.
Вторая работа, о которой пойдёт речь – газетная статья, написанная через четверть века после повести «Дым Отечества». Летом 1972 года в колхозе имени Чапаева Рязанской области во время уборки загорелось скошенное поле. Чтобы спасти стоящую рядом ещё не убранную пшеницу, молодой тракторист Анатолий Мерзлов вступил в борьбу с огнём. Когда загорелся трактор, до последнего пытался спасти машину – и погиб.
Случай получил широкий резонанс. В «Комсомольскую правду» пришло множество откликов от сверстников Анатолия. Авторы, в большинстве, восхищались поступком комсомольца. Но были и такие, кто недоумевал: жертвовать жизнью ради куска железа?! Подобных писем было относительно немного, но достаточно, чтобы воспринять их как сигнал тревоги, и редакция попросила прокомментировать их Константина Симонова. Маститый и уже далеко не молодой писатель не просто согласился, но отнёсся к поручению очень серьёзно. Он побывал в колхозе, где жил и работал Анатолий Мерзлов, убедился, что поступок юноши был не импульсивным, а вполне осознанным.
Осмыслив всё случившееся, Симонов сделал вывод: Анатолий поступил так, «потому что видел в своём тракторе частицу народного достояния, то есть, в конечном счёте, частицу Родины. И, оставаясь верным себе, не мог поступить подругому».
Размышлял писатель и над позицией тех, кто счёл подвиг Мерзлова «нецелесообразным» и увидел в ней очень тревожный симптом начала девальвации гуманистических ценностей, утраты приоритета общественных интересов. «Да, конечно, жизнь человека дороже трактора. В этом случае – дороже трактора, в другом случае – дороже чегото другого… А с другой стороны, спрашивается, на что способен человек, живущий в постоянном сознании того, что его жизнь дороже всего остального? Способен ли вообще чтонибудь спасти – винтовку, трактор, самолёт, да и, самое главное, – другого, попавшего в беду человека, тот, кто в решительное мгновение, перед тем, как пойти на риск, начинает считать – что сколько стоит?.. Подозреваю, что такой человек не только трактор из огня, но и ребёнка из воды не вытащит, хотя и будет считать, что человеческая жизнь дороже всего на свете. Подразумевая при этом, конечно, свою собственную жизнь. В этомто и весь секрет».
Если сопоставить ценности человеческого существования, за которые боролся Константин Симонов, с теми, которые насаждает «демократическая» власть, то станет ясно, почему юбилей писателя она и её пропагандистская команда постарались сделать как можно более незаметным.
В. ВАСИЛЕНКО.
